7 марта (между прочим, 23 февраля по старому стилю) 1878 года родился великий русский художник Борис Михайлович Кустодиев.
В Астрахани!
Отсюда - особый, южный, яркий колорит его работ.
Отсюда кустодиевский Стенька Разин (один из самых знаменитых - наряду с Разиным Сурикова и Кириллова) - ведь Астрахань долгое время была основой базой разинского восстания.
Один из крупнейших русских мастеров, принявших революцию. С 1923 года - член Ассоциации революционных художников России.
Остановлюсь только на одном аспекте в привычном контексте споров о «несовместимости» социализма и православия.
В историю революции моё поколение входило через классическую поэму «Двенадцать» Блока, где 12 красноармейцев ведёт Исус Христос и через несчетным образом размноженную в учебниках и хрестоматиях классическую работу Бориса Кустодиева «Большевик» 1920 года.
Большевик у Кустодиева - представитель большинства, само большинство, народ.
Но главное - что там на первом плане?
Храм.
Осененный красными знаменами народ идёт к храму.
И написана эта работа не в романтическом 1918 году, ещё раз подчеркну. А два года спустя - когда цена революции уже была ясна.
И тем не менее, художник настоял на своем.
Ох, как не простили ему иные этой работы! Как издевались над ним.
Но век прошел - а работа есть. И поэма Блока - есть.
И с этими доводами спорить сложно.
Осталось добавить, что учился Кустодиев в церковно-приходской школе (до Императорской академии художеств, конечно), а отец его преподавал в семинарии.
Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Другие работы Кустодиева вы, конечно же, знаете: Шаляпин, «Масленица», автопортрет, тот самый Разин…
И кустодиевские красавицы, о которых надо, конечно, отдельно рассказывать.