СОЦРЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ И… ЦЕРКОВЬ

Jan 30, 2024 10:20

Общим местом вульгарного антисоветизма является утверждение, что соцреалисты обязаны были рисовать комбайны, доярок, вождей и красные звёзды, а за изображение икон и церквей у них сразу отбирали краски и везли их в ГУЛАГ.

Между прочим, произносящие всё это люди учились в советской школе, где, например, изучение советской поэзии начиналось с Александра Блока, у которого, напомню, 12 красноармейцев ведёт Исус Христос.

Следующим поэтом шел в учебниках Есенин, написавший целый цикл религиозных поэм о революции, пронизанных великим множеством христианских аллюзий и отсылок к текстам Священного писания.

Христианские мотивы у советских классиков Михаила Шолохова и Леонида Леонова - отдельная огромная тема.

Собственно, эта линия всегда, так или иначе, присутствовала и в советской живописи. Прямые отсылки мы знаем и у Петрова-Водкина, и у Нестерова, но вот вам целый ряд не столь известных работ (виднейших, между прочим, художников, среди которых лауреаты Сталинской и Ленинской премий), где религиозные мотивы либо являются центральными в композиции, либо несут определеную (не отрицательную) нагрузку.

Спас, мы видим, занял законное место в батальных исторических картинах соцреалистов, а русские церкви превратились в обычный (втайне - безусловно важный), не тревожащий глаз элемент пейзажа. Советского пейзажа, настаиваю. Церкви настойчиво стоят «посреди социализма», никому не мешая.

При всем том, что материализм и атеизм являлся на внешнем, фасадном уровне составляющей той идеологии, советское искусство с первых шагов мыслило куда более широко и глубоко. Советское искусство, как мы видим, имело мощную корневую систему.

При сохранении социализма, к дням нынешним синтез православия и социалистических идей мог дать самые удивительные и убедительные результаты.

Но, увы, это движение было прервано.

Александр Бубнов. «Утро на Куликовом поле». 1943-47



Алексей Солодков. «Блюдечко - старое место в Коломне». 1947



Семен Горячев. «Уголок Переславля». 1957



Владимир Стожаров. «Каргополь». 1964



Борис Шербаков. «Анастасьинские ворота». 1966



Кондратий Белов. «Тобольск». 1978



Николай Барченков. «Окраина Загорска». 1981



Николай Репин. «Дом у реки». 1982



Сергей Присекин. «Кто с мечом придёт, от меча и погибнет». 1983



Владимир Токарев. «Возвращение солдата». 1985



Сергей Бочаров. «Спящий ребёнок». 1986



Олег Бороздин. «Начало марта». 1987


русская культура, живопись, соцреализм, культурная политика, СССР

Previous post Next post
Up