(no subject)

Dec 28, 2023 17:56

ЕСЕНИН. ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ НАКАНУНЕ ВСЕНАРОДНОЙ ЛЮБВИ

В ночь на 28 декабря 1925 года русский национальный поэтический гений Сергей Александрович Есенин покончил жизнь самоубийством. Как и почему это случилось - в книге «Есенин. Обещая встречу впереди».



Фрагмент из книги:

«Финал он себе прописывает практически буквальным образом:

…Ведь радость бывает редко,
Как вешняя звень поутру,
И мне - чем сгнивать на ветках -
Уж лучше сгореть на ветру.

За 15 лет Есенин сочиняет целую антологию текстов о своей преждевременной, от собственных рук, смерти. В его поэтической жизни не было года, когда бы он хоть строкой о том не обмолвился. Но в конце концов вдруг появляются удивительные люди, которые зачем-то пытаются доказать, что поразительные, пронзительные стихи "До свиданья, друг мой, до свиданья…" он не сочинял.

Да здоровы ли они?

Может быть, досужий человек, прошедший самым краешком русской поэзии, думает, что подобное поведение в целом характерно для неё и там каждый второй имеет дурную привычку предсказывать собственный суицид?

Нет, не имеет.

Этой темы нет ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни у Тютчева, ни у Блока. Ну так они и не думали совершать последнее насилие над собой.

И у Клюева этой темы нет, и у Клычкова, и у Ширяевца не найдёшь.

Потому что их судьба такого выхода не предполагала.

Если русский поэт не собирается сводить счёты с жизнью, он об этом не треплет языком попусту.

Цветаева писала - и совершила над собой то, что обещала.

Маяковский писал - и совершил над собой то, что обещал.

Когда Есенин сказал своему знакомому: помяни моё слово, мы с Маяковским сведём счёты с жизнью, - он, в сущности, говорил не как человек, заглянувший за край неведомого, а как читатель, знающий, что в русской поэзии слов на ветер не бросают.

Он писал это о себе и знал наверняка, что его ждёт.

Есенин не лгун».

Из отзывов на книгу:

В.:
- Книга эта настолько огромная и величественная, что и не знаешь, с какой стороны подступиться к ней, с какими мерками или критериями. Слишком большая поэзия, и правда, находится в ее основании и самой структуре ее бытия. Словно в первый раз обходишь Кремль или Зимний дворец и только ахать и охать от восторга и можешь.

Аннотация к книге хорошая, дельная и профессиональная. Не надо тратить время на пересказ содержания этого большущего тома. Скажу только немного о форме и сути «Есенина», как я его понимаю сейчас, спустя несколько дней после прочтения.

Книга написана в жанре, который - так думал - я терпеть не могу. Это классический биографический роман во французском духе. Андре Моруа и Анри Труайя много таких написали. А вот предыдущие биографические работы самого Прилепина - «Леонид Леонов», «Непохожие поэты», «Взвод» - вообще не так написаны. Там строгая документалистика, разбавленная немного вдохновенной эссеистикой и филологической аналитикой. Здесь же сплошные «Есенин подумал и сказал», «ночь провел беспокойную». Даже выдуманные (так и пишет Прилепин - «представляю себе такой разговор») диалоги имеются! Раньше, читая подобные опусы, я смеялся в голос и швырял книжку в дальний угол - ну что за галиматья! В данном же конкретном случае гениальность ли это автора или божье соизволение, но здесь это работает, да еще как!

В сути своей - это глубочайшее и невероятно эмоциональное произведение. Читая его, трепещешь и ужасаешься, восторгаешься и радостно смеешься. Переосмысливаешь всю свою коряво или достойно прожитую жизнь и задумываешься над самыми важными вопросами бытия и его существования. Роман этот совершенно соразмерен главному герою книги - гениальному русскому поэту и мыслителю. Подлинно христологической фигуры в истории России. Есенин, по Прилепину (и тот об этом не говорит, он это великолепно показывает!), это один из тех десяти праведников, благодаря которым Русь стоит уже тысячу лет и стоять будет!

Но конечно, жизнь Прилепин описал очень сложную. Поступки Есенин, этот святой человек, совершал просто чудовищные. Как будто он был Иоанн Предтеча и царь Ирод в одном лице. Читать целые десятки страниц просто мучительно физически, такие страсти описывает Прилепин. А каково же было такое писать! Настоящий литературный подвиг.

Где-то с середины книги прилепинский Есенин стал мне напоминать сразу двух персонажей. Во-первых, Анну Каренину, женщину, захваченную эгоистическими страстями и за это жестоко покаранную Богом. Он лишил ее любви в собственном сердце, что отправило ее по пути тотального саморазрушения, в результате чего она погибла, потеряв всякий человеческий образ. Во-вторых, американскую поп-звезду, ярко и несомненно талантливую, но погубленную беспутным и богемным образом жизни. Несть им числа - Джим Моррисон, Дженис Джоплин, Курт Кобейн, Эми Уайнхаус. От Карениной и Кобейна Есенин, несомненно, отличается гениальностью и величием духа, что только поднимает высоту трагедии его жизни и увеличивает глубину его падения и мощность распада этой невероятной личности.

Предыдущие четыре книги Прилепина я пока не прочитал, но все-таки уверен, что на данный момент это самая главная и самая мощная его работа. Это действительно выплеснутый на бумагу сконцентрированный опыт его большой жизни и колоссального таланта. Три гражданские войны, лидерство в важнейшем литературном направлении начала века - новом реализме, звездный статус, бесчисленные международные поездки и частое общение с мировыми политическими и культурными лидерами - всё это пригодилось Прилепину при написании этого циклопического романа, стало его плотью и кровью.

Мы разменяли двадцатые годы XXI века. И уже сейчас после «Саньки», «Обители» и «Есенина» можно сказать, что Захар Прилепин - главный русский писатель первой трети нашего века, а может и всей первой половины. Поживем - увидим.

С.:
- Более чем тысячестраничного «Есенина» одолел недели за две.
У меня штук семьдесят книг серии «ЖЗЛ». Сверился с самым объёмным - в «Булгакове» Варламова, «Пастернаке», «Окуджаве» и «Маяковском» Быкова по восемьсот с небольшим страниц. В «Ленине» Льва Данилкина - 950.
В классическом двухтомнике (!) Тырковой-Вильямс о Пушкине и то чуть меньше - 1 002 страницы!

Захар Прилепин написал выдающуюся книгу.
Странное дело - о Есенине написано было много, но как-то впроброс, мимо. Или совсем что-то дикое. Даже в той самой серии «ЖЗЛ», даже за авторством маститых Куняевых вышло что-то про жидобольшевиков, убивших последнего поэта деревни.

Была хорошая книга Лекманова и Свердлова - и всё.
Захар Прилепин всегда писал сильные литературно-биографические книги - о Леониде Леонове, о Мариенгофе, Корнилове, Луговском. Напоминал о незаслуженно забытых. И вот - огромный том об одном из главных национальных гениев.

Если кто-то вдруг боялся некой «тенденциозности», отвечу - книга взвешенная, аккуратная, честная.
Также эта книга - хороший тест на «обывателя» и «мещанина» в чеховском смысле.

Во-первых, дотошно (иногда чрезмерно) уничтожается любая жёлтая околоесенинская конспирология, особенно касательно самоубийства.
Во-вторых, Есенин не приукрашен, он не златокудрый пастушок-самородок. Сложный, меняющийся модернист. Изломанный, иногда неприятный человек. Как все мы.

Мещанин отплюнется: «Он хуже меня. Я не бью жену, не бросаю детей, выпиваю умеренно. Фу».
Захар Прилепин, как и любой внимательный читатель, понимает: гений не обязан быть ангелом. Более того, его гениальность зачастую и покупается саморазрушением.

Напомню классическое пушкинское:
«Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок - не так, как вы - иначе».
Ни убавить, ни прибавить.

Остаётся только поблагодарить Захара Прилепина за гигантский труд. И порадоваться - интерес к жизни и творчеству Сергея Есенина не ослабнет, пожалуй, никогда.

Книга здесь:
https://ozon.ru/t/0ljD81k

И здесь:
https://www.labirint.ru/books/721648/?ysclid=lqoyiiss65764409948

Что характерно, я и не знал.

Зашёл на «ЛАБИРИНТ», а там, в этом крупнейшем сетевом книжном, книга «Есенин. Обещая встречу впереди» (спустя несколько лет после выхода!) -
«№ 3 в рейтинге жанра "Жизнь знаменитых людей" в декабре 2023».

русская поэзия, память, Есенин, поэты, смерть, гений

Previous post Next post
Up