ЮРА ПОЭТ И МУЗЫКАНТ, ИЛИ ЕСТЬ ЕЩЁ ВАРИАНТ?
Публицист Алексей Колобродов про новую песню Шевчука.
«До определённого времени признаваться в равнодушии, а тем паче в нелюбви к творчеству Юрия Шевчука, в приличном обществе бывало чревато - ты как бы одновременно расписывался в отсутствии художественного вкуса и гражданского чувства. Я вот не раз писал, насколько Шевчук пошл и глуповат, а мне говорили: ну, конечно, тебе Аркадий Северный милее. Им казалось, что это остроумно и уничижительно.
С тех пор Юрий Юлианыч немало сделал в плане собственной десакрализации, сняв с бородатой головы «квадратный нимб патриотизма». Да, о «квадратном нимбе» надо напомнить.
«Вижу квадратный нимб патриотизма над Путиным (не все, наверное, знают: круглый нимб - у людей умерших, квадратный - у живых). Никакого злого умысла у Путина нет, жажды обогащения тоже. Я убежден, он служит России» - говорил некогда «Юра-музыкант»
Но это к слову.
В общем даже сейчас, даже у патриотов, Юрий Юлианыч почитается за крупного художника, малость запутавшегося и чрезмерно рефлексирующего, как это у крупных художников водится, но таланта не растерявшего.
Ага, вот вам в качестве иллюстрации к сему тезису свежий трек и клип от священной коровы - «Новости».
Насколько я понял, это про пагубность пропаганды, и вообще как нам засирают мозги, война гнусна, а жизнь несовершенна. По картинке: сначала играет какой-то ВИА, музыканты в звериных харях, потом от коллектива отделяется Дед Мороз Юрий Юлианыч, устало садится у телевизора, грустно его смотрит и столь же печально пьет дорогую водку из стакана.
Слушаю новости,
Спикеров, блогеров,
Благословенных
Просроченных срочников,
Красноречивых
Перцовых баллончиков,
Животворящих
Гуманных шокеров.
Все каналы забиты,
Жизнь стала уже,
Очередь к сердцу
Из блях кровеносных,
Тьма наступает,
Я снова ей нужен,
Дай прикурить
От колес богоносных,
Что заберут нас
В туманную даль,
Где ничего уже
Будет не жаль.
Стихи претенциозные и неумелые, неточные - такие пишет молодой стихотворец, желающий одновременно отразить этот безумный мир в его раздражающем многообразии, и прослыть если не эстетически, то политически продвинутым в тусовке молодых литераторов при республиканском ДК (у юного Шевчука ДК назывался «Авангард»).
Дальше всё еще кислее и тусклее, «богоносные колёса» продолжают вязнуть в расхлябанные колеи, но вот, собственно, ради чего всё затевалось:
Расстреляли любовь,
Что была нашей птицей,
И предначертана
Нам на роду,
Предлагаю всем тем,
Кто собрался родиться,
Обратно залезть
В пиз…
Ну, расстреливают любовь в том или ином варианте у Шевчука всегда, любви на таких не напасёшься, а вот финальная рекомендация вторична уже по отношению к другим авторам:
...Слава тем, кто, не поднимая взора,
шли в абортарий в шестидесятых,
спасая отечество от позора!
(Иосиф Бродский, «Стихи о зимней кампании 1980 года)
Шевчук решил переиродить Ирода-Бродского, но получилось не столько вульгарно, сколько опять криво: Юрь Юлианыч, те, кто собирается родится, и так уже находятся там, куда вы их отправляете, и обратно залезть никак не могут... Прежде чем бичевать народы сильным русским словом, неплохо бы его научиться понимать. В 66-то символических лет.
И, кстати, на Украине вас в образе Деда Мороза, скорее всего, не поймут: там с этим порождением варварства и москальства нещадно борются».