КОТОРОЙ МЫ ТАК ТРОГАТЕЛЬНО ВЕРНЫ (НЕТ)
Наряду с максимально далёкими от меня людьми, которым не надоедает говорить про немецкого шпиона Ленина и про «Сталин хуже Гитлера», - меня не перестают восхищать (не в самом лучшем смысле, увы) и близкие мне по убеждениям люди, которым тем не менее не лень из раза в раз писать:
«Вы что, слушаете рэп? Позор!»
«Рэп - негритянский речитатив, чуждый русскому уху».
«Собак любят многие, а рэп нет!»
Ну и прочее, прочее, прочее.
Ни одного поста на эту тему нельзя сделать, чтоб тут же не явился музыкальный специалист со своим весомым мнением.
Вам правда не надоело?
Или вы до сих пор всерьез думаете, что это и умно́, и оригинально?
Рэп пришел от негров, равно как и джаз, и блюз, и соул, и, в конечном итоге, регги, тоже музыка цветных, потомков переселенцев частью из Африки, частью из Европы. И всё это отлично привилось и живёт в русском народе.
Русское ухо слушает оперу, романс и особенно шансон - жанры, конечно же, далеко не русского происхождения.
Мелодика российской эстрады в целом не имеет к русской национальной песенной традиции никакого отношения вообще.
Рок - конечно же, не русская музыка, о чем отлично знали и Градский, и Цой, и Летов, и группа «Воскресение», и кто угодно знает по сей день - от «Пикника» до «Алисы».
И даже большинство «казачьих» песен, которые мы хором (вместе с самой русской в мире Пелагеей) поем, - это на три четверти песни двадцатого века, сочиненные чаще всего сталинскими композиторами и поэтами - через одного еврейского происхождения; и еврейские мелодические корни там периодически угадываются.
Что до русской (и казачьей - которая тоже русская, конечно) песенной традиции - в целом мы знаем её мало, на троечку, если не хуже, и из огромного, необъятного свода народных песен едва ли воспроизведем на память хоть пяток, духовной русской музыки не знаем вовсе.
Какое количество, скажем, у нас в народной традиции было колыбельных! И мы их перезабыли все, увы.
Но шанс есть - вспомним.
Я, впрочем, не очень верю, что люди, которые всюду норовят вставить свои пять копеек про рэп, слушают Шостаковича, ну или как минимум «Пинк Флойд».
Вполне себе могут слушать сущий ад, но верить при этом, что вот это «русское музло».
В прошлой жизни я серьезно и очень долго занимался музыкой и даже имел на этой ниве некоторые успехи. По крайней мере, мои песни записывали со мной такие рок-легенды, как Кинчев, Ревякин, Саша Скляр.
Мы с моими друзьями играли новую волну, мы играли блюз, мы играли даже диско, мы много чего играли и умели это делать.
И я вам ответственно заявляю: делать крутой рэп - это сложнейший навык, этому надо учиться. Это направление давно перешагнуло границы дворовой музыки черных кварталов и стало - внимание! - самой популярной музыкой в мире.
Над рэпом теперь работают суперпрофи.
Сама по себе «читка» требует сложнейшего ритмического чувства; да, рэп легко пародировать, но на самом деле читать качественный рэп не менее сложно, чем спеть толковую песню. И уж точно рэп более сложен в исполнении, чем 90 процентов трехаккордного шансона (не путать с вершинами этого жанра).
Припевы в лучшем рэпе являют собой удивительные мелодические рисунки, для других жанров в целом не свойственные. В этом смысле в свое время Эминем и 50 cent просто покорили меня. Это было невероятным открытием, ни на что не похожим.
Не считая того что рэп взрослеет и работает с традицией: скажем, последний альбом «25/17» весь обращён в советскую постоттепельную музыку - видно, что Ант (композитор группы) много слушал, например, Тухманова и многое там отлично понял, а ещё и домыслил.
Баста уже выступает с симфоническим оркестром (он отличный мелодист, настоящий композитор, как бы я не относился к этому, прямо говоря, хитрому хохлу); замечательны припевы у Типси Типа; и Macan с детским хором чудесен; и крайне интересен музыкально Мияги, а Рэм Дигга и вовсе совершил мелодическую революцию в рэпе.
По скачиваниям и по собираемым площадкам рэп давно и бесповоротно обыгрывает в России всю эстраду и всех шансонье.
Да, да, да, 95 процентов рэпа - дрянь.
Ну так и 95 процентов современного рока - дрянь.
А эстрада наша - вторичная дрянь на 98 процентов, равно как и шансон.
Но 5 процентов толкового рэпа - рулят миллионами, живут в наушниках нашей молодежи; ну и на фронте рэп - не умолкает.
Но нет, только упомянешь рэп - тут же идёт музыкальный знаток и говорит…
Впрочем, мы уже приводили выше, что он говорит.
Уважаемый мой человек. Ничего оригинального в ваших столь острых высказываниях нет. Ну и по факту - вы говорите ерунду. Рэп уже здесь, он нам и строить, и жить, и воевать помогает. Как и блюз с романсом, он давно стал русской музыкой.
Арсен Моторола обожал рэп.
И да, я, воспитанный отцом на Вертинском и Дольском, - слушаю рэп. Слушаю и могу лекции по этому поводу читать. Что, впрочем, не мешает мне быть неплохим специалистом и в массовой музыке сталинского периода, и в казачьей песне, и ориентироваться в мировом классическом роке и т. д. и т. п.
Однажды, надеюсь, книжку напишу и о музыке тоже. Поделюсь некоторыми эмоциями.
Будьте здоровы.