(no subject)

Sep 11, 2023 23:11

С КАКОЙ НОТЫ НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

Посмотрел праздничный концерт к 80-летию освобождения Луганска от фашистских захватчиков, который состоялся 4 сентября на Острой Могиле и транслировался по России 1.

https://www.youtube.com/watch?v=1EEulUbon-c

Сразу скажу: концерт понравился. Никто из сообщества мужей и сирот им.А.Б.Пугачёвой замечен не был.

Но вот на что ещё обратил внимание: это невозможно было не заметить.

Как вы помните (я писал об этом здесь), после реконструкции мемориала Острая Могила, на постаменте теперь возвышаются фигуры четырёх воинов: бойца СВО, ополченца 2014-го, солдата Красной Армии и красноармейца 1919 года.

То есть, две скульптурные фигуры отвечают за новейшее время и две - за советский период: причём на концерте даже не скрывалось, что красноармейцы выбили с Острой Могилы войска Деникина.

Концерт безупречно провели Полина Агуреева и Алексей Вертков (горжусь, что играл с этим прекрасным артистом в фильме «Гайлер», а люблю я его ещё с тех времён, как увидел в шахназаровской экранизации «Палаты № 6»).

А удивительно вон что: концерт стал апофеозом не только советских побед, но и советской культуры - в данном случае советской поэзии, советской публицистики, советской музыки, советской песни.

Луганчане молодцы: думаю, что это они так или иначе настояли на том, что поэзия их земляка - поэта и военкора Великой Отечественной Михаила Матусовского - скрепляла весь концерт.



Концерт начался с наидушевнейшего исполнения Сергеем Шакуровым песни «С чего начинается Родина» (слова Матусовского, музыка Вениамина Баснера).

А закончился хоровым исполнением песни «Подмосковные вечера» (музыка Василия Соловьёва-Седого на слова опять же Матусовского).

Причём в самой середине концерта, окончательно скрепляя происходящее именем земляка, прозвучала песня «Шёл солдат» («Полем вдоль берега крутого…» (композитор всё тот же Соловьёв-Седой - на слова, как вы уже поняли Матусовского).

Из классики вневременной прозвучало в самом начале стихотворение Пушкина «Клеветникам России» в исполнении сверхубедительного Владимира Стеклова и красавицы Марии Шукшиной, а затем народная песня «Полынь-трава» в исполнении актрисы Екатерины Гусевой (поразившей своими замечательными вокальными данными).



Основной же костяк концерта - это мощнейшие, следовавшие один за другим номера: «Вставайте, люди русские» - стихи Владимира Луговского на музыку Сергея Прокофьева, стихи Константина Симонова, военная публицистика Алексея Николаевича Толстого, классическое военное стихотворение Роберта Рождественского - в исполнении актера Александра Михайлова (приезжавшего к нам в гости на Донбасс, Захарченко ему тогда пулемёт подарил, но вывести мы его так и не смогли через границу), публицистика Василия Макаровича Шукшина, два номера (песня и стихотворение) от Владимира Высоцкого, одна песня, из «Белорусского вокзала», Булата Окуджавы (уверен, ему бы это не понравилось, равно как и режиссёру фильма, но песня эта, будем считать, уже народная, и за автора не отвечает), «Смуглянка» моего земляка Анатолия Григорьевича Новикова на стихи Якова Шведова, «Тёмная ночь» Богословского на стихи Агатова, «…выстоял бессмертный Сталинград» Пахмутовой на стихи Добронравова; ну и титры шли под музыку песни «Я люблю тебя, жизнь» - композитора Эдуарда Колмановского.



С новейшей эпохой всю это советскую мощь соединила песня на стихи современной патриотической поэтессы из Севастополя Ольги Старушко, и сильнейший номер - стихотворение луганской поэтессы Елены Заславской (знакомы с ней с 2014 года) замечательно прочитанное всё той же Екатериной Гусевой под скрипку Петра Лундстрема.

Было ещё несколько песен современных авторов, мне, признаться, не известных - одну, чрезмерно пафосную, прекрасно спел Глеб Матвейчук, другую, не менее пафосную, не менее прекрасно спела Лариса Долина, а третью, получше, исполнили Александр Михайлов и Таисия Повалий.

Но все современные номера, признаться, в целом растворились в советской песне, конкурировать с которой всерьёз мы пока, судя по концерту, толком не умеем.

А, вспомнил! Ещё луганские дети проникновенно спели «Прекрасное далёко» (композитор Евгений Крылатов, поэт Юрий Энтин).

В силу того, что песни были - классические, из советской эпохи, а значит: проверенные временем, - им практически весь концерт зал подпевал. Было видно, что и ветераны знают слова, и, кстати, трижды мелькнувший Сергей Владиленович Кириенко, тоже неизменно подпевавший, и Владимир Мединский, и глава ЛНР Леонид Пасечник, и ополченцы, и даже луганская молодёжь.

И ещё, на посошок горькую рюмку. Не скажу, что меня это огорчило, но не заметить этого было нельзя.

Как вы помните, старейшее актёрское поколение представляли Сергей Шакуров, Владимир Стеклов, Александр Михайлов. Это безусловные народные звёзды, у каждого по дюжине классических ролей.

Поколение звёзд «нулевых» представляли Екатерина Гусева, прославившаяся своей ролью в сериале «Бригада» (2002), Ольга Будина (также поразившая своим сильнейшим голосом), ставшая знаменитой после сериала «Граница. Таёжный роман» и фильма «Дневник его жены» (оба 2000), и Мария Шукшина (ставшая знаменитой и того раньше). И Полина Агуреева, конечно. Но это всё девчонки, закончившие советскую школу, плюс-минус мои ровесницы.

Актрис поколения 90-х, ставших знаменитыми в «нулевые» - не было ни одной.

В сущности, и с актёрами - та же ситуация. За всех них отвечал один красавец Кирилл Кузнецов (1991 года рождения).

А эти все… звёзды лучезарные, парни гарные - они куда попряталися?

Девушки эти с огромными глазами и прекрасными губами, что кочевали из одной военной драмы в другую - они где затерялись?

…впрочем, всё равно.

Там, говорю, на концерте, десятки луганских детей выступали (и как выступали!) и сотни луганских подростков сидели в зале. Надежда теперь на них.

С фронтовым поколением 90-х годов - задалось, а с артистическим - что-то как-то не очень. Может, они в разных школах учились? - те, что воюют, и те что играют?..

Вопрос риторический. Ответа не жду.


концерты на Донбассе, ВОВ, Луганск, культурная политика, Родина, освобождение

Previous post Next post
Up