(no subject)

Aug 20, 2023 22:02

ЧЕМ ПОДРОСТОК СПАСЁТСЯ? ПРО КНИЖКИ

Ну что, я посмотрел пресловутый список литературы для школьников, представляющий послевоенный период.

Астафьев В. «Кража», «Перевал», «Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты».

(Астафьев очень сильный писатель, читать его надо непременно, но один из последних его романов - «Прокляты и убиты» - при всей мощи изображения войны, имеет огромные публицистические куски, где звучит тенденциозный авторский голос: если эти куски оттуда вырезать и опубликовать отдельно, вы наверняка подумаете, что это Гозман или Шендерович говорят о войне. Астафьеву мягко ставил его тенденциозность на вид другой фронтовик, прекрасный писатель Евгений Носов. Просил убрать эти куски. Астафьев не внял. Суть его романных посылов: советское командование воевать не умело, завалили трупами, с одной немецкой армией сражались по три советских, все политруки были ублюдками, генералы негодяями и мясниками, ну и Верховный, само собой, тоже - ничтожество и злодей. Идеальный способ воспитать ещё поколение «мальчиков из Уренгоя». Ну, не знаю).

(Да!)

Белов В. «Повести и рассказы».

(Можно элементарно уточнить: «Плотницкие рассказы», «Привычное дело»).

Бондарев Ю. «Горячий снег», «Берег», «Выбор».

(Да!)

Васильев Б. «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Не стреляйте белых лебедей».

(Да).

Гаспарян А. «Оттепель. Как это было».

(Совершенно необъяснимое появление одной публицистической книги в целом перечне художественных).

Гранин Д. «Искатели», «Иду на грозу», «Зубр».

(Ну пусть, хотя про «Зубр» не уверен).

Гроссман В. «Жизнь и судьба».

(Сильная книга, конечно, хотя антисоветский посыл есть. Но сильная, это неоспоримо).

Дудинцев В. «Белые одежды».

(Отличный роман).

Ефремов И. «Туманность Андромеды».

(Да!)

Искандер Ф. «Сандро из Чегема».

(Да).

Каверин В. «Два капитана», «Открытая книга».

(Да).

Казанцев А. «Сильнее времени».

(Да!)

Кочетов В. «Чего же ты хочешь?»

(Очень своевременное появление пусть не безупречной с точки зрения стилистической, но совершенно провидческой книги о советском обществе конца 60-х. Тогда эту книгу буквально заклевали «шестидесятники» - а потом, 20 лет спустя, совершили по ролям ровно то предательство, о котором Кочетов написал. Он до этого не дожил, покончив жизнь самоубийством).

Некрасов В. «В окопах Сталинграда».

(Великая повесть).

Платонов А. «Котлован».

(Гениальная вещь, хотя не очень ясно, что сочинение 1930 года делает в этом списке).

Распутин В. «Прощание с Матёрой», «Уроки французского», «Пожар».

(Великий Валентин Григорьевич).

Рыбаков А. «Дети Арбата».

(Бродский называл «Дети Арбата» «макулатурой»; само словосочетание, вынесенное в заголовок, стало нарицательным: оно теперь означает потомков советской элиты, предавших и Советский Союз, и своих родителей, и страну. Тем не менее я вступлюсь за неё. Именно эта, первая часть - лучшая из трилогии, две последующие несравненно слабее. Здесь Рыбаков старается быть объективным; картины предвоенного общества крайне любопытны. Наконец, это, наверное, последний мировой книжный бестселлер, написанный на русском языке. Он входил в топ продаж в десятках стран и совокупный тираж романа перевалил за 10 млн. Сегодня повторение подобного уже невозможно. Детям стоит знать об этом прецеденте. Наконец, Рыбаков не принял «перестройки» и посчитал деяния Ельцина и «реформаторов» - предательством. Это важно в общем контексте. То есть, наряду со, скажем, другим воспитанником предвоенного Арбата - поэтом Евгением Долматовским - он идеалам своей юности в чём-то остался верен).

Стругацкие А. и Б. «Понедельник начинается в субботу», «Стажёры».

(Да!)

Трифонов Ю. «Дом на набережной», «Время и место».

(Пусть; серьёзный писатель, конечно, важная фигура).

Шолохов М. «Судьба человека».

(Да!)

Шукшин В. «Любавины», «Рассказы», «Я пришёл дать вам волю».

(«Любавины» - только первая часть. Вторая часть - по сути, черновик, который он сам не хотел публиковать, в таком виде уж точно. Эта часть была найдена в архиве и опубликована после смерти Шукшина. Она художественно не сравнима с первой; прямо говоря, это очень средний роман (речь именно о второй части)).

Эренбург И. «Оттепель».

(Справедливо забытая повесть; если только в порядке осознания эпохи; хотя...)

СОВРЕМЕННАЯ ЧАСТЬ СПИСКА

Веллер М. «Легенды Невского проспекта».

(Сборник анекдотов. Лучше, конечно же, Довлатова детям читать. «Зону» или «Заповедник». Веллер бойкий, но средний писатель. Ничего полезного в этой книжке нет. У Веллера и получше были. Ну пусть, не знаю, хоть про майора Звягина).

Дмитриев А. «Закрытая книга».

(Необъяснимо для меня).

Иванов А. «Сердце Пармы».

(Да!)

Пелевин В. «Принц Госплана», «Чапаев и Пустота», «Generation „П“».

(Не поклонник, но это знаковый автор и знаковые книги).

Прилепин З. «Санькя», «Имя рек. 40 причин поспорить о главном».

(Без комментариев).

Пьецух В. «Четвёртый Рим».

(Не читал).

Сорокин В. «Голубое сало», «Ледяная трилогия», «День опричника».

(«Ледяной трилогии» было бы вполне достаточно. «День опричника» плох не тем, что это пародия на «путинизм». Он плох тем, что он пародирует в целом то, чего нет. Россия, описанная Сорокиным в этой книжке - это пугало из совместной головы Латыниной и Шендеровича с Пионтковским и Невзоровым. И вот на это пугало он написал пародию. Но на пародию пародию писать нет никакого смысла. Не слишком остроумная книжка для мажоров, чтоб они за утренним коктейлем обменивались мнениями, в какой «рашке» им приходится жить, ведь есть же «нормальные страны». В сущности, Сорокин - инфантил. Он просто не понимает мира, в котором он живёт. А живёт он, заморозившись, в 1987 году, и оттуда мыслит. При том, что, повторюсь, он безусловно мастеровитый и важный автор своей эпохи. Но у него есть книжки поумнее. В целом помещение Сорокина в список школьный литературы мне кажется отличным троллингом: ненавистник Путина, яростный противник СВО, беглец в Германию - а Россия, смотри-ка ты, щедрая душа: школьникам его предлагает. Никакой Запад такого бы не смог повторить со своими критиками. Да и какие там критики...)

Шаров В. «Репетиции»

(Очень большой русский писатель).

Список нахожу в целом сбалансированным. Мне, конечно же, многого не хватило, но никакой подросток не способен прочитать такие объёмы. Он и этот список, скорей всего, целиком не прочитает.

Тем не менее, Юрий Домбровский (речь, конечно, о «Факультете ненужных вещей») - это настоящая литература. Волшебные рассказы Юрия Казакова - очень нужны. «Иду в путь мой», «Третий тост» или «Надпись» Александра Проханова. «Филэллин» Леонида Юзефовича. Несколько повестей Михаила Тарковского. Потому что из Пелевина подросток узнает, как жила Россия 90-х в Москве (и в голове у Пелевина), а как жила глубинная, русская народная Россия - это у Тарковского надо читать.

(На фото: Шукшин и Михаил Тарковский).




русская культура, писатели, дети, книги, литература, образование, школа

Previous post Next post
Up