Mar 23, 2023 16:24
(От администратора)
«МУЧИЛ КОШЕК - ПРИШЁЛ В ОМОН. НАСТУПАЕТ ТЬМА»
Писательница Людмила Улицкая, уехавшая из России в Германию после начала вооруженного конфликта на Украине, стала гостьей программы RTVI «Хроники нового мира».
Основное из её интервью. За Глуховского и Солженицына. Против СВО и ОМОНа.
1. (КАК УЕХАЛА ИЗ РОССИИ)
Меня вывез сын. Мы как-то с мужем еще размышляли, а тут приехал мой старший сын и сказал: «Быстренько собирайтесь, поехали». Он правильно на самом деле рассудил, хотя я очень скучаю по Москве, по дому, по некоторому количеству оставленных в Москве друзей. Вы знаете, я должна сказать, что я в большой степени все еще нахожусь дома. Мне не хватает моего книжного шкафа, я пытаюсь сейчас какие-то книжечки добыть и поставить в пустой книжный шкаф. Мне на самом деле не хватает Москвы, не хватает моего московского окружения. Я попытаюсь на этом месте не буксовать, а как-то принимать жизнь такой, какая она есть. Здесь у меня есть некоторое количество друзей, возможно, что появятся и новые.
В конце концов, ситуация, в которой оказалась я, далеко не худшая. Я знаю, что сегодня огромное количество беженцев, у которых нет дома, никаких возможностей к существованию. Им гораздо хуже, и об этом я все время помню. Количество людей с русским языком, которые ходят по берлинским улицам, сегодня очень велико. Насколько я знаю, русские сейчас наводнили Европу, их достаточно много и в Париже, и в Сербии, и в Израиле. Что делать? Это на самом деле обыкновение, когда идет война, то хочется от нее уехать подальше тем, кто в ней не участвует, увезти своих детей, увезти своих родителей. Это нормальная человеческая реакция, в ней ничего патологического, опасного или безнравственного я не вижу. Это естественное желание человека сохранить свою жизнь.
2. (НЕПОЛЖИВАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРО СВО)
Не так быстро происходит литературная реакция, но тем не менее она будет происходить, и я думаю, что мы прочитаем интересные книжки и об этом времени. Я читаю Дмитрия Глуховского, который достаточно интересно пишет о происходящем. Я думаю, что нам предстоит еще достаточно интересное чтение о нашем времени.
Сегодня я из ныне пишущих писателей, вообще-то говоря, не вижу человека, который смог бы к этой теме *** [военной операции на Украине] прикоснуться. Вот сравнительно недавно [Дмитрий] Быков* издал книжку, в которой он касается [этой] темы. Не самая удачная из его книжек, но тем не менее он пытается говорить на эту тему - это очень важно.
3. (О предложении вывести «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына из школьной программы)
Я думаю, что это очень хорошая рекламная кампания.
4. (Об отношении к запрету ЛГБТ-пропаганды)
Это чисто российское желание влезть в печенки человеку, к нему в душу, в кухню, в постель и, так сказать, обнародовать то, что человек хочет сохранить для себя лично.
Это покушение на частную жизнь, безобразное покушение на частную жизнь. У человека есть право на частную жизнь, и он имеет право защищать свое личное пространство… Безобразие, очередное безобразие.
5. (ПРО СОСТАВ НОВОЙ ЭМИГРАЦИИ)
Меня очень занимает тема Берлина столетней давности, когда в Берлине было очень много русских. Это такая очень яркая историческая рифма, потому что Берлин в 20-е годы прошлого века был полон русскими, и сейчас опять очень много русских. Это по составу другие русские, не те, что были в начале XX века, но тем не менее русская речь в Берлине на улице слышна постоянно.
6. (О свободе в России)
Наступает тьма, и, видимо, мы находимся в самом начале этого наступления. Сегодняшняя власть себя защищает. Ей для того, чтобы сохраниться, надо непременно подмять под себя народ и задушить любое свободное высказывание, и они делают это вполне успешно. У них очень большой опыт. Этот опыт столетней давности. Россия никогда не была свободной страной, а советская Россия в особенности сумела так «преобразиться» в этом отношении. Что делать? Такая наша историческая, видимо, судьба - быть страшилищем для всего мира.
Всегда есть некоторое количество людей, которые к этому готовы, с большой внутренней агрессией. Эта агрессия может разным образом проявляться: мальчики вешают кошек на заборе, в моем детстве я это видела… Когда они вырастают, начинают избивать более слабых людей из окружения. А когда они совсем делаются взрослыми, идут в ОМОН.
свобода,
СВО,
уехавшие,
культура,
литература,
ОМОН,
война,
rtvi,
интервью,
Улицкая