(no subject)

Mar 20, 2023 16:53

Исполнитель роли Есенина Андрей Вешкурцев:

«Толпами поклонницы не бегают»

Актер рассказал о роли, психологии и лидерских качествах

На спектакль «Женщины Есенина» во МХАТ им. Горького не попасть. В том числе и потому, что самым большим и настоящим чудом его является исполнитель главной роли - 24-летний Андрей Вешкурцев. Когда смотришь на его игру, ни на йоту не возникает сомнений - перед тобой настоящий Сергей Александрович Есенин. И именно таким, и никаким другим, Есенин и был на самом деле.

Андрей Вешкурцев закончил Щепкинское училище у Юрия Соломина, куда поступил после окончания «Класс-центра», школы №686 с театральным уклоном. Родители Андрея к актерской профессии никакого отношения не имеют: мама - учитель биологии и химии, а папа - дипломат. В младших классах увлекался биологией и хотел стать врачом. В МХАТ им. Горького был принят в 2019 году. В конце 2022 года за роль Есенина Андрею Вешкурцеву была вручена Театральная премия «МК» за лучшее исполнение главной роли.



С танцем по жизни, или От четвертого гриба до Есенина один шаг

- В спектакле «Женщины Есенина» вы много танцуете. Это не просто драматический спектакль, он буквально насыщен пластикой, и вы отлично с этим справляетесь. Роман Виктюк, когда ставил своего «Есенина», просто мечтал о таком артисте… У вас просто экстраординарные способности к танцу… Вы никогда им серьезно не занимались?

- С 12 до 18 лет я занимался спортивно-бальными танцами, участвовал в соревнованиях. Продолжал заниматься, даже учась в институте. Но потом у меня началась практика в Малом театре, я играл в спектаклях, да и в целом график обучения стал жестким, и я понял, что не смогу отдавать время танцам.

- В «Женщинах Есенина» такое пристальное внимание к хореографии обусловлено именно этим вашим несомненным талантом и увлечением или присуще стилистике режиссера?

- Галина Полищук ищет очень разные формы для воплощения замыслов. Мы всегда обсуждаем на репетициях, что нужно сыграть и как, смысл той или иной мизансцены. Воплощение может быть актерским, голосовым, пластическим. Свет, музыка… Да что угодно! Даже тень или, например, тишина имеют очень важное значение. Пластика в «Есенине» - это, естественно, один из способов выражения любви к его разным женщинам. С Зинаидой Райх это любовь-ненависть. Там поцелуй, нежность, потом расставание, рок судьбы… Все это мы раскрываем в танце. С другой его женщиной, Галиной Бениславской, - «танец марионетки», и в нем Есенин, по сути, управляет ей как марионеткой: куда он - туда и она. Эта женщина очень много для него сделала и через год после его смерти застрелилась на его могиле. Есть и танго с Мариенгофом: это уже стилистически богемная атмосфера принадлежащего имажинистам кафе «Стойло Пегаса», Серебряный век, декаданс. Это дружба, но есть в танце «острота»: каждый имажинист хочет быть лучше другого, конкуренция между собой. С Дункан танцев у Есенина нет. Для Дункан поставлен собственный «танец бабочки»…

- И танго, которое тогда только входило в моду, Есенин тоже танцевал в ресторанах. Да и вообще танцевать, точнее, как он говорил, «плясать», любил. Это ваша первая большая роль?

- Да. Вы знаете, меня иногда спрашивали, посмотрев мой послужной список: вот вы играли четвертого гриба, какие-то другие роли… Не боялись ли вы всю карьеру вот так пробыть в массовке грибом? Я так удивлялся… Мне не так много лет. Сейчас 24. А на премьере «Есенина» было 23. Это карт-бланш - не каждому актеру могут дать такую здоровенную роль, с таким потрясающим режиссером, на такой легендарной сцене. Поэтому мне даже было смешно, когда все это говорили.

- Скажите, а с поэзией Есенина у вас, может быть, раньше было что-то связано?

- Я увлекался Есениным классе в десятом, писал стихи на его манер, был им вдохновлен. Мне без конца дарили какие-то футболки, портреты его, есть брошки с Есениным. Когда на уроках литературы просили выучить стихи, я, разумеется, учил Есенина. Педагог включал записи - послушать, как Есенин читает свои стихи, и я тоже громко их читал, подражая его манере. У меня так много оказалось собрано от него! Но самое главное то, что, когда я учился в школе, бабушка моя говорила: «Когда-нибудь ты сыграешь Есенина!». Не знаю почему - почувствовала, может быть. Я сам тогда этому удивлялся и отвечал, что никогда этого не будет. Потом у меня появились новые увлечения помимо поэзии, да и в ней я новых авторов открыл. Постоянно читал... Появился театр.

- А стихи продолжаете писать?

- Надолго забросил. Не было никаких стихов года четыре. И снова стал писать стихи только в феврале этого года. Так что периодически сейчас что-то пишу.

- Как вы работали над ролью?

- Изначально первый источник - это, естественно, Захар Прилепин и его книга. Я ее прочел за десять ночей, потому что у меня каждый день были репетиции с утра до вечера - такой график. Спать хотелось дико, а ты сидишь и в ночи читаешь. Мне кажется, самое главное в его книге - это энергия, которую он заложил. Сам по себе художественный образ, как у нас в спектакле, так и в его книге, важнее документалистики. И в этом плане книжка потрясающая, потому что она заряжает позитивной энергией! Это мотивация работать, жить, смотреть на мир другими глазами. Это еще и титанический труд - все это надо собрать воедино и написать. Я знаю, что последние главы, когда он по часам описывает последние дни Есенина, он сам все это проживал: ходил его маршрутами, вычислял, сколько времени нужно, чтобы дойти от одного места, где бывал Есенин, до другого! Говорят, был сильно погружен в эту историю, даже боялись его трогать. Он сделал, конечно, потрясающую книгу!

- Сам Прилепин участвовал как-то в репетициях?

- Да, приходил, смотрел, подсказывал, обращал внимание на неточности. Однажды пришел, когда мы начали с показа последней сцены первого акта, был под большим впечатлением. А перед самым выходом премьеры собрал небольшую компанию писателей, и они устроили для нас целую пешеходную экскурсию: показывал квартиру, где жила Райх, дом, где жили Мариенгоф с Есениным. Он водил нас по всем есенинским местам в Москве. Это было очень интересно и здорово!

ИСТОЧНИК:
https://www.mk.ru/culture/2023/03/19/ispolnitel-roli-esenina-andrey-veshkurcev-tolpami-poklonnicy-ne-begayut.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

актёр Андрей Вешкурцев, культура, спектакль "Женщины Есенина", книга "Есенин. Обещая встречу впереди", Есенин, поэты, театр, интервью, МХАТ им. Горького

Previous post Next post
Up