(no subject)

Jan 12, 2021 15:12

Тут пришло в гости много ортодоксальных "леваков", при этом ещё и ссылающихся на Ленина/Сталина, и объясняющих мне, что литература должна служить кому ей положено служить, и всё такое прочее. (В контексте разговора о Бродском; но там уже и другие имена потянулись, вплоть до Высоцкого).
Я в трёх словах сейчас объясню в чём дело.
Настоятельно рекомендую перечитать русскую советскую литературу о революционных событиях, опубликованную при Ленине-Сталине в 20-е и 30-е.
Это зачастую просто антисоветская литература, описывающая чудовищные зверства восставшего класса.
Возьмите, и с карандашиком перечитайте "Тихий Дон" (практически все образы большевиков - полулюдоедские), "В тупике" Вересаева (там просто кошмар - творимый красными), "Россия, кровью умытая" Весёлого Артёма, "Железный поток" Серафимовича, первые два тома "Хождения по мукам", "Конармия" Бабеля, Пильняка повести, "Барсуки" и "Вор" Леонова. Это просто, говорю, жуть жуткая. Кровь в жилах стынет, когда читаешь.
Белых тоже не слишком жаловали, но любую из этих книг вполне можно читать, как белогвардейскую (и так и читали многие из перечисленных книг в эмиграции).
Характерно, что в 60-е и 70-е такого и быть уже не могло: чтоб описать красноармейца, как зверюгу и садюгу, а белогвардейца сделать главным героем - да ни в жизнь.
В 20-е и 30-е (теперь крамольная вещь уже для либералов) - в советской литературе имела места неслыханная и страшная свобода.
Взрослые люди были у власти. Они сами только что воевали. У них ума хватало не орать: ...а что там - развра-ат? а что там наси-илие? а что, там бухают на фронте?!? (Шолохов блистательно описывал запои Мелехова, кстати). А что, бессудные расстрелы были? А что, китайцы и латыши зверствовали?!?... А что, белые ненавидели жидов? И писали погромные листовки? А красные - вообще всех богатых? И устраивали жуткие грабежи?..
(Поэтому, когда мне начинают рассказывать, что Есенина хотели убить за "Страну негодяев" - я только пожать плечами могу: люди вообще не в контексте - проживи он ещё чуть-чуть, ему бы Сталинскую премию дали за неё).
Почему так было? Да потому что тогда события Гражданской только вот-вот закончились, и все помнили, что вот только что происходило.
А ещё потому, что и Ленин, и Сталин были, конечно же, консерваторами в искусстве.
Поэтому Ленин смотрел на пролетарскую поэзию, на ЛЕФ, на Маяковского, на "левачество" имажинистов, как на кошмар. Ему бы Некрасова, Тютчева - а тут такое.
Сталин долго терпел РАПП (ассоциация пролетарских писателей, которая последовательно объясняла, что они тут хозяева в культуре, а все эти булгаковы, толстые, есенины и даже маяковские должны лесом идти) и потом... Короче, РАПП распустили, а потом физически перебили; на что, напомню, с огромным удивлением смотрел, открывая утренние газеты, Михаил Булгаков.
Ну и про Булгакова: Сталин мало что любил так сильно, как пьесу о белогвардейцах. И "Тихий Дон" очень любил, да. Где с 1918 по 1920-й год Мелехов сражается за белых, командует дивизионом и лично, своей рукой рубит (Шолохов это подробно описывает) не менее дюжины красноармейцев. Шолохова Сталин считал главным писателем страны Советов.
Я к тому, что вы, дорогие друзья, конечно, можете с оголтелым "левачеством" своим кромсать направо и налево, но вы только Ленина и Сталина себе в друзья не тащите.
Если нужны друзья - Ярославского там какого-нибудь берите, Ермилова, Лелевича...
Вот эта компания - самый раз.

Сталин, свобода слова, литература, Ленин

Previous post Next post
Up