(no subject)

Nov 09, 2020 22:27

По делу, строго с фактами на руках.
Ответы мне в телеге не видел. Нисколько этим не огорчён. Всю аргументацию знаю наперёд.

Вис Виталис /ФБ/
·
Антисоветские Телеграм каналы (читаю, есть талантливые авторы, сильно зашоренные часто, но взыскующий ум, надеюсь, разовьется), возопили по поводу слов Прилепина, что, мол, большевики образовали страну. Типа, нормально все были образованы и так, а большевики, мол, только затормозили процесс, который (образования) восстановился только к шестидесятым.
Вот уж верно: чтоб в нее поверили, ложь должна быть гомерической. Разумеется, при Николае также строились планы образования населения, конечно, существовали соответствуюшие структуры, и государственные и частные, выпускались народные библиотеки и буквари, уезды пополнялись специально издаваемыми энциклопедиями и собраниями сочинений классиков, над вопросом образования народа работало множество людей - от народовольцев и народников и до синода, так сказать, и сената. Задача была ясна и над ней работали - уж как могли.
Но только большевики поставили этот процесс на истинно большевистские рельсы и с большевистским же размахом - рачительно включив в схему и предыдущие наработки, в частности разрабатывавшуюся систему сельских народных школ.
Глупо и нечестно отрицать совершенно сухие факты: отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало XX века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин были грамотны. Статистику по империи - которой любят оперировать антисоветчики - сильно улучшала Польша, Прибалтика и Финляндия, грамотные западные окраины, но они, как известно, после революции отвалились вместе со всей своей продвинутостью, а вот исконно посконная лапотность осталась, и к 1917 году в Центральной России неграмотно было 3/4 населения, а в Средней Азии и Казахстане умели читать от 0,5 до 2%.
Правда, бывший министр просвещения П. Н. Игнатьев в своей статье приводит оценку в 56 % грамотных от всего населения России (на 1916 год), на каковую статью ссылок тоже полно, но чет верится бывшему министру не очень, он, например, там утверждает, что статистику улучшали старообрядцы, которые вообще в общую систему образования не были включены, детей в школы не отдавали, в статистических подсчётах не участвовали, но, типа, были грамотны сами по себе и потому давайте их учтем. В общем, суслика не видно, но он есть; да и вообще ситуация сильно напоминает известную историю козла и огорода, и если все были такие по игнатьевски грамотные, непонятно, чегр тогда затеялись большевики.
Итак, в 1919 году СНК принимает декрет «О ликвидации безграмотности»: вопрос ставится на государственном уровне. Все граждане страны от 8 до 50 лет обязаны были обучиться грамоте на русском - или, по желанию, на родном языке.
Через полгода создаётся Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по ликвидации безграмотности.
В каждом населенном пункте, где больше 15 неграмотных человек, создаётся «ликпункт» - школа ликвидации безграмотности. Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца, программа обучения - чтение, письмо, счёт. Обучение было бесплатнвм, дЛя взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.
Уже через год после подписания Лениным декрета о ликвидации неграмотности в стране действует более 40 000 соответсвующих школ, в которых обучается больше миллиона разновозрастных людей.
«Повсюду открылись школы - во дворцах и казармах, на заводах и фабриках, - писал американский писатель А. Вильямс, очевидец событий , - в эти школы устремились миллионы детей и взрослых, целая страна принялась учиться читать и писать».
Общество «Долой Неграмотность» возглавляет Первая, как сейчас говорят, леди - Надежда Крупская, это чтоб вы понимали об уровне и вниманию к проблеме.
Перед революцией в Москве было 16 массовых библиотек, а в 1920 - уже 119.
Темпы обучения были ниже, чем желалось: инертность населения была велика, особенно у старших поколений. Тогда в1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты - 10 млн.
По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.
К середине 30х в СССР осуществлено всеобщее начальное обучение. В предвоенные годы - семилетнее.
К 1939 году высшее и среднее образование имеют 12% всех занятых в народном хозяйстве, а к 1977 году - более 77%.
В 1926 году в стране менее 3 миллионов работников умственного труда, а к 1977 году уже 37 миллионов. В 1913 году в России было 12 000 научных работников, в 1976 - 1,3 миллиона человек (рост в 108 раз).
Ликбез стал самой успешной, быстрой и самой массовой схемой образования населения за всю историю человечества, и наработанные схемы затем были в меньших масштабах - неоднократно применены в разных странах мира.
https://t.me/visvitalis


общество, культура, СССР, власть, образование

Previous post Next post
Up