Jan 27, 2019 11:10
Дед Эдуард, как известно читающим его, терпеть не может Пушкина, всё время его щиплет за бок, называя то "поэтом для календарей", то ещё как-то.
Пушкин, конечно, гений, и если в юности это знаешь умом, то к зрелости постигаешь сердцем и опытом.
И, в данном контексте, самое забавное, что в Пушкине содержится заранее уже и будущий Лимонов. Содержится, как все мы знаем, вообще всё, но и Лимонов тоже - с его революционностью, с его интересом к "низу", и с его блистательными антикорректными парадоксами.
Вот, скажем, из пушкинских заметок.
"Одна из причин жадности, с которой читаем записки великих людей, - наше самолюбие: мы рады, ежели сходствуем с замечательным человеком чем бы то ни было, мнениями, чувствами, привычками - даже слабостями и пороками. Вероятно, больше сходства нашли бы мы с мнениями, привычками и слабостями людей вовсе ничтожных, если б они оставляли нам свои признания".
Каково? Это же просто издевательство над "средним человеком", которого Лимонов ненавидит. Пушкин прямо говорит: вы думаете, что своими пороками схожи со мной, с подобными мне? Если б последние ничтожества писали дневники - вот на них вы были бы похожи идеально.
Или ещё, из Пушкина.
"Браните мужчин вообще, разбирайте все их пороки, ни один не подумает заступиться. Но дотроньтесь сатирически до прекрасного пола - все женщины восстанут на вас единодушно. Они составляют один народ, одну секту".
Тоже вполне лимоновский заход, дерзкий и безаппеляционный. В сущности, антифеминистский.
Дед просто Пушкина, скажу мягко, давно не читал. Впрочем, если б читал, едва ли бы это хоть что-то поменяло.
И всё-таки. Как всем нам повезло, что у нас в истоке нашего новейшего сознания стоит Александр Сергеевич. Именно он. Какое счастье.
Александр Пушкин,
Лимонов Эдуард