Фонд "Династия" включили в реестр иностранных агентов.
Можно долго перечислять список тех замечательных проектов, которым "Династия" очень существенно помогала. По-меньшей мере три школы, в которых я лично участвовал, "Династия" спонсировала. Половина научпоп книг на моей полке, за которые мне не стыдно, переводила или издавала "Династия". Фонд помогал финансированием при написании несколько научных статей, в которых я был соавтором, также помогал с посещением международных научных конференций. Многие из моих немногочисленных читателей и сами могут назвать проекты, в которых им лично "Династия" помогла.
На ставший популярным вопрос о том, мешает ли статус "иностранного агента" работать можно отвечать долго, подробно и обстоятельно. Можно отвечать, напротив, кратко, доходчиво и эмоционально. Краткий ответ: мешает и существенно (чем - погуглите сами). Можно ответить еще более кратко: "Зимину мешает". Этого достаточно. Зимин - чуть более взрослый и самостоятельный мальчик, чем мы тут все, вместе взятые; и не нам указывать ему, мешает ему этот статус или нет.
У меня есть ощущение, что Зимин просто перешел кому-то дорогу, а это месть ему. Невозможно иначе понять, почему именно он. Почему именно сейчас.
Наблюдая за этой историей, можно отметить, что в стране никого уже даже не волнует законность. Много кто пишет о том, что "Династия" офигенный молодец (что чистая правда), но мало кто пишет о том, что "Династию" признали "иностранным агентом" незаконно. Нарушение закона стало совершенно обыденным и никого не удивляет. Скоро мы будем говорить о нарушениях, как о погоде:
- Сегодня закон нарушили.
- Да? Какой сегодня? Вчера, я слышал, такой-то закон нарушили, а позавчера над сяким-то законом поизмывались.
- А завтра, говорят, примут еще один закон. По прогнозам синоптиков его нарушат послезавтра.
Это же самое видно на примере многих историй последних дней. Например, касательно свадьбы чеченской девушки, где и сторонников, и противников свадьбы волновал лишь один вопрос: нормально ли в 17 лет выходить замуж за пожилого мужика. А вопросы про принуждение, про законность многоженства и еще множество других аспектов были обществом проигнорированы.
Сейчас обсуждение всех судебных решенией, всех законов, всех инцидентов ведется исключительно в терминах "мне нравится" и "мне не нравится". Категория законности исчезла из общественного сознания как факт. Категория рациональности еще остается у небольшой прослойки общества. Но, в целом, всё скатилось на уровень эмоций. Наверное это можно было сказать еще в момент принятия "закона Димы Яковлева", но сейчас это стало абсолютно очевидно. Даже среди "своих".
Тут надо покаятся. Увы, я сам люблю апеллировать к справедливости, а не к закону. Но когда то же самое делают широкие общественные массы, становится страшно: для многих справедливость - это только личное отношение и ноль милосердия. Впрочем, я до сих пор не сторонник законности, поскольку вижу, как штампуются законы.
Легко могу себе представить принятие закона, согласно которому демократически настроенным людям (критерий: устраивает опросы у себя в соцсетке) первенца надо относить на съедение в местную церковь. И крики типа-патриотов: "Что же вы, демокраклы, не хотите жить по законам?!" Примерно так всё происходит уже.
Надо сказать, что вообще сложно думать про работу иностранных агентов в терминах законов. Они меняются быстрее, чем их обсудить успеваешь. Сегодня от агентов требуется одно, завтра потребуется другое, послезавтра - третье. В этом ключе вопрос "чем плохо быть иностранным агентом" становится вообще бессмысленным. Сегодня правила для тебя одни, завтра - другие. Ты попадаешь не просто в список агентов, ты попадаешь в зону турбулентности законотворчества. Бросаешь кубик и ждешь, что случится.
Это размывает само понятие "закон". Довольно закономерно было бы ждать того, что многие граждане очень скоро уйдут в серую зону и начнут жить "по понятиям". И это касается не только подвергшихся остракизму людей, но и самых обычных граждан.
Всё сложнее стало отвечать себе на вопрос, зачем всё это делается властями (всех уровней). Сложнее, потому что от честного ответа стало почти невозможно уйти: власти отчаянно пытаются создать врагов народа. Их не стремятся уничтожать или очень сильно напрягать. Но уже немало групп населения, 10%-15% общества, так или иначе признаны уродами. Это очень чувствуется в тот момент, когда покидаешь пространство либеральных СМИ: мгновенно натыкаешься на образцы народного творчества или малые СМИ, которые прямым текстом называют определенных граждан врагами народа.
А власти тасуют карты в колоде: то одним "врагам" урежут какое-то право, то другим. А иногда еще классово-близким права дадут. Причем, желательно, тем классово-близким, информация про которых красиво прозвучит по ТВ; и не важно, существуют ли они в реальности. Ну там казакам каким-нибудь штаны желтые носить позволяют патрулировать районы Москвы разрешают (и черт бы с тем, что казаков в Москве нет и никогда не было, зато им теперь можно). Это - шоу в чистом виде. Голодные игры.
Есть ощущение, что власти пока боятся и не хотят законопатить всё по-полной. Ну действительно, если над одним "врагом народа" (вполне безобидным для власти) можно долго измываться, почему бы не кормить общество этим зрелищем долго? Хуже, что они уже не осознают, где коррида, организованная для плебса, превращается из театрализованного представления в жестокую расправу. Собственно это и случилось с Зиминым: бесцельная расправа, которая прикрывается законом. Скоро можно будет проворачивать такое даже не принимая новые законы.
p.s. Да, этот пост не о "Династии", а об изменениях в обществе и в нас.
p.p.s. А про "Династию" я писать не буду. Потому что если что-то надо объяснять, то это невозможно объяснить. Либо у тебя есть какая-то мышца, нерв -- и тогда тебе все в этой истории понятно без лишних слов. Либо тебе нужно доказывать, что "иностранным агентом" быть не здорово, а Зимин не обязан продолжать заниматься благотворительность с таким клеймом -- тогда ты последний мудак это не нужно объяснять, бесполезно.