Однажды, в Сибири

Jun 24, 2018 10:24


                  ***     В 1861 году на  Ленских приисках Сибири начала действовать первая в районе конная железная дорога, а в 1865 году там уже действовала узкоколейка. К 1896 году была построена первая в бассейне Лены гидроэлектростанция мощностью в 300 кВт, от которой к прииску была проложена первая в России линия электропередач напряжением 10 кВ.

              Летом 1898 года на Ленских приисках подключили первые телефоны, и тогда же вдоль реки Ныгри была пущена первая в России электрифицированная железная дорога. Благодаря использованию новейших технологий бодайбинские (Ленские) прииски стали одними из лучших в мире. Однако высокие издержки на добычу постоянно требовали соответствующего объёма оборотных средств. Прииски практически не приносили прибыли владельцам, долги купцов росли.




...Добыча золота в Витимско-Олёкминском районе началась в 1844 году. По другим данным, история Ленского золотоносного района ведёт свой отсчёт с 1846 года, когда на средства иркутского купца первой гильдии Константина Трапезникова и действительного статского советника Косьмы Репинского были открыты россыпные месторождения золота в верхнем течении речки Хомолхо. Доверенными лицами предпринимателей были олекминский крестьянин Петр Корнилов и тобольский мещанин Николай Окуловский. Они участвовали в межевании первых приисков, Спасского и Вознесенского, регистрировали заявки в Олёкминском полицейском управлении.

Со временем чрезвычайно богатые пески Витимско-Олёкминского района начали иссякать, и «дикая» добыча стала нерентабельной. Вместо пионеров-одиночек c кайлами и шлиховыми лотками на прииски пришли купцы, принесшие с собой новые технологии золотодобычи.

В 1873 году банкир Евзель Гаврилович Гинцбург скупил долги купцов-золотопромышленников и потребовал их немедленной оплаты. В итоге «Ленское золотопромышленное товарищество» («Лензото») перешло в собственность Гинцбургов и их компаньонов. Прииски продолжали нести убытки, а сын Евзеля - барон Гораций Гинцбург продолжал скупать участки добычи. В 1892 году банкирский дом Гинцбурга попал в полосу глубокого кризиса, было назначено внешнее управление, и «Лензото» стало испытывать серьёзный дефицит оборотных средств. Из-за несвоевременного поступления заработной платы рабочие неоднократно были на грани бунта.

В 1896 году Гораций Гинцбург, спасая семейное состояние, создает новое «Ленское золотопромышленное товарищество» для краткости также именуемое «Лензото». Помимо Гинцбургов, акционером «Лензото» стал: М. Мейер, В. Бок, М. Варшавер, К. Винберг. Тем не менее, «Лензото» практически сразу попадает в тяжелое финансовое положение. Ежегодная финансовая потребность достигла 4 млн рублей. В 1901-1902 годах убытки предприятия составили свыше 3 млн рублей.

От неизбежного краха «Лензото» спаслось с помощью Государственного банка, который сначала открыл ему краткосрочный кредит на ежегодные текущие расходы (от 6 до 8 млн руб.), а затем предоставил долгосрочный кредит в 7 млн руб.: в Российской империи был введен золотой стандарт рубля, и государство было заинтересовано в бесперебойной добыче золота. Однако условия кредита были достаточно обременительными. Для контроля над расходованием государственных средств в состав правления «Лензото» был введен директор банка Н. И. Бояновский, а главноуправляющим назначен ставленник банка И. Н. Белозёров. До погашения всей задолженности Госбанк не разрешал выдачу дивидендов акционерам. Проценты по кредиту Госбанка были достаточно высоки (7,5-8 % годовых). Поэтому акционеры продолжили поиски инвесторов.




***

В 1906 году они начали переговоры с англо-русским акционерным обществом «Русская горнопромышленная корпорация» которые завершились 11 июня 1908 года подписанием договора о создании финансового общества «Lena Goldfields Co., Ltd» («Лена Голдфилдс»). Председателем его правления был избран бывший министр торговли и промышленности В. И. Тимирязев, занимавший аналогичный пост и в «Русской горнопромышленной корпорации». Остальные места в правлении заняли иностранцы. Вице-председателем стал лорд Гаррис - председатель правления компании «Объединенные золотые прииски Южной Африки». В правление вошли также Ф. У. Бэкер (директор-распорядитель брокерской фирмы «Л. Гирш и К°»), Г. Д. Бойл (директор «Русской горнопромышленной корпорации»), Р.Дж. Фрешвилл (директор компании «Объединенные рудники»), а также некий М. Кемпнер из Берлина.

В октябре 1911 года в состав правления «Lena Goldfields» вошли видные представители российских банков А. И. Вышнеградский и А. И. Путилов. В 1912 г. вместо Тимирязева в правление был введен русский финансовый агент в Лондоне М. Рутковский. Хотя пост председателя занимал лорд Гаррис (вице-председателем стал Вышнеградский), представительство русских акционеров в правлении «Лена Голдфилдс» заметно расширилось.

При финансовой поддержке Госбанка и «Лена Голдфилдс» к 1910 году «Лензото» превратилось в полновластного хозяина Ленского золотопромышленного района, монополизировав не только практически всю добычу, но и транспорт, и торговлю. «Лензото» принадлежал 431 прииск общей площадью 42 609 Га. По масштабу добычи золота оно занимало первое место в России, намного опережая все другие предприятия. В 1908-1916 годах «Лензото» добывало ежегодно от 8 до 16 тонн золота. Его удельный вес в общесибирской добыче золота составлял в этот период от 43 до 60 %. ( Источник: Ленские прииски )  
***

***

Апрель 1912 года в России запомнился трагедией, которая вытеснила с первых страниц российских газет даже популярную тему Распутина. На приисках, расположенных в далекой сибирской тайге на берегах Лены, произошел разгон демонстрации рабочих, названный впоследствии Ленским расстрелом.


 На Ленские прииски, 70 % акций которых принадлежали британской компании "Lena Goldfields", рабочие стремились со всей России. Их привлекали неплохие (на первый взгляд) условия: зарплаты были выше петербургских, при приеме на работу выплачивался аванс - 135 рублей (полугодовая зарплата московского рабочего), а также разрешалось добытые сверх нормы золотые самородки продавать администрации или перекупщикам, что приносило немалый годовой доход.     


Но картинка, как всегда, оказалась лучше реальности. Большая часть заработной платы уходила на аренду отдельного жилья, потому что жить в бараках было невозможно из-за духоты, тесноты и огромного числа рабочих. Кроме того, администрация половину зарплаты выдавала талонами (что было запрещено законом), которые отоварить можно было только в лавках, принадлежавших "Лензолоту", где продавались испорченные продукты. С начала 1912 года рабочих лишили и последнего свободного дохода - запретили продавать добытые свыше нормы самородки. Трудовой день, вопреки установленной норме в 11 часов, длился по 16 часов. Рабочие должны были добывать золото в условиях вечной мерзлоты, по колено в холодной воде. Труд приехавших с мужчинами женщин и детей почти не оплачивался, потому что те присутствовали на приисках незаконно. У работников не было нормальной медицинской помощи, поэтому они очень часто болели.


  Поводом для забастовки стала история с мясом. Когда 29 февраля 1912 года рабочие Андреевского прииска сели обедать, то им подали конину, оказавшуюся несъедобной, от которой шел неприятный запах. Наученные опытом революции 1905 года, работники решили создать Центральный стачечный комитет, составить требования и устроить забастовку вплоть до их реализации. 3 марта была принята петиция к администрации с 18 пунктами, в которых, в том числе, значились требования:

  • улучшить жилищные условия рабочих,
  • улучшить качество продуктов питания,
  • увеличить жалование,
  • установить 8-часовой рабочий день, а в предпраздничные дни - 7-часовой,
  • отменить штрафы,
  • не принуждать женщин к труду,
  • к рабочим обращаться не на "ты", а на "вы" и т.д



   К середине марта бастовали все ленские прииски, но администрация отказывалась выполнять требования рабочих, начала их увольнять и собиралась уже выселить из бараков, что означало неминуемую смерть изгнанных в тайге (Иркутск был в 1000 километрах оттуда). Однако полиции не удалось выселить рабочих, поэтому "Лензолото" попросило руководство Восточно-Сибирской губернии прислать военных. К слову сказать, иркутский губернатор пытался уладить дело миром, но у него это не получилось. Слух о бунте дошел и до столицы, где иркутским жандармам и ротмистру Трещенко телеграммой предложили ликвидировать стачечный комитет.


   В ночь с 3 на 4 апреля полиция арестовала руководителей Центрального комитета. На следующий день бастующие рабочие организовали трехтысячное шествие с целью освободить заключенных. Мирную, в основном, толпу встретила рота солдат, которые по приказу Трещенко открыли огонь по рабочим. Было убито около 270 и ранено более 200 человек. На место трагедии сразу же прибыли руководители губернии, которые начали следствие. Известия о ленском расстреле дошли и до Государственной Думы. На одном из заседаний о трагедии спросили министра внутренних дел Макарова, который обвинил рабочих в беспорядках и сказал: "Когда потерявшая разум толпа набрасывается на солдат, им ничего не остается, как стрелять. Так было всегда и будет впредь!". Ленская трагедия сразу же попала на первые полосы газет и вызвала широкий общественный резонанс, поэтому дело замять не удалось и пришлось создать правительственную комиссию, которая отправилась в Сибирь. Свое следствие решили провести и депутаты Думы, которые создали свою комиссию во главе с малоизвестным адвокатом Александром Керенским (в будущем - глава Временного правительства). Обе ко­мис­сии при­зна­ли ус­ло­вия тру­да на при­ис­ках не­со­вмес­ти­мы­ми с че­ло­ве­че­ским дос­то­ин­ст­вом, а при­ме­не­ние ору­жия не было спровоцировано дей­ст­вия­ми ра­бо­чих, шествие ко­то­рых пре­сле­до­ва­ло ис­клю­чи­тель­но эко­но­мические це­ли. Главная от­вет­ст­вен­ность воз­ла­га­лась на ру­ко­во­дство ком­па­нии, ме­ст­ные вла­сти и лич­но на рот­ми­ст­ра Тре­щен­ко­ва (он был уво­лен со служ­бы и раз­жа­ло­ван в ря­до­вые).

Забастовка рабочих продолжалась до августа 1912 года. Ее итогом стало самостоятельное увольнение около 80 % всех работников, снос бараков и улучшение условий труда на приисках в будущем. Но Ленская трагедия также вызвала бурю стачек и забастовок рабочих в других регионах империи, в которых участвовало более миллиона человек. Бессмысленный Ленский расстрел еще раз показал: власти не вынесли никаких уроков после революции 1905 года и не научились обращаться с бастующими несиловыми методами. Пройдет пять лет с события в далекой Сибири и в стране разгорится новая революция, которая сметет трехсотлетний строй как пушинку...

***   Источник: Ленский расстрел. Забытая трагедия | Филиал Карамзина  https://zen.yandex.ru/media/history_for_chayniks/lenskii-rasstrel-zabytaia-tragediia--5b279916d040bb00a885177b

***

К событиям 1912 года, Ленские прииски, Сибирь 

*** 

1912 год. На Ленских приисках. Решение силовым методом...

***
В Сибири

***   

                                           































*** Сибирь




В поисках красоты... Сибирь

Россия, природа, фото

Previous post Next post
Up