Музей Арктики и Антарктики.

Sep 29, 2017 08:31




Поморский коч представлял собой деревянное парусное судно длиной 16-17 метров, шириной примерно 4 метра, осадкой не более одного-полутора метра, что позволяло ему входить в устья рек в любое время года. Коч мог взять на на борт до 30 тонн груза и до 50 человек членов экипажа и пассажиров.
Характерной особенностью корпуса коча была яйцевидная форма, которую впоследствии применил на своем «Фраме» Нансен, а вслед за ним и создатель «Ермака» Макаров. При сжатии во льдах такое судно не подвергалось чрезмерным перегрузкам, а попросту выжималось вверх, и это простое на первый взгляд решение можно смело отнести к числу наиболее блистательных технических изобретений.
Поморские мореходы предъявляли к судам очень жесткие требования, и это понятно: за короткое арктическое лето они должны были преодолеть тысячи миль, причем в условиях сложной ледовой обстановки и сильнейших штормов. Отсюда необыкновенная прочность кочей, высокая маневренность, быстроходность. Документально установлено, что в XVII веке при благоприятных ветрах кочи могли проходить по 70-80 миль в сутки, а некоторые умелые и удачливые мореплаватели выжимали даже по 100-120 миль.
Для сравнения отметим, что английские торговые суда, заходившие в Архангельск, преодолевали в сутки не более 45-55 миль, а голландские фрегаты - 35-40 миль.




Мангазея.
В самом конце XIX века на севере Западной Сибири, на реке Таз было найдено городище, остатки древнего поселения. Археологи определили, что в XVII веке здесь был русский город. Расположен он был за полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты, на 67-м градусе северной широты. Во времена расцвета города в первой трети XVII века здесь скапливалось до 2 000 купцов и промышленников. О богатстве города ходили легенды, за Мангазеей прочно закрепилось прозвание «златокипящая»; это был чрезвычайно богатый торгово-купеческий город, где товары и золото находились в большом по объему и быстром по времени осуществления сделок торговом обороте, приносившим баснословные прибыли. Только за период 1630-1637 годов - время для Мангазеи далеко не лучшее - отсюда было вывезено около полумиллиона шкурок соболей. При раскопках выяснилось, что Мангазея состояла из крепости и посада. Внутри крепости находились воеводский двор, съезжая изба, соборная крепость и тюрьма. Посад же вне крепостных стен делился на торговую и ремесленную часть. В торговой половине стояли гостиный двор, таможня, купеческие дома, три церкви и часовня. В ремесленной половине размещались литейные мастерские, кузницы и другие заведения, а также от 80 до 100 жилых домов. На крепостной площади была ещё одна башня с часами-курантами: редкое явление в сибирских городах. В городе имелись даже двухэтажные дома на высоких подклетах, украшенные резьбой и росписью. Ныне остатки Мангазейского городища находятся в полутора километрах от посёлка Сидоровского Красносельского района Тюменской области.
Мангазейцы выменивали меха у местных племён, сами промышляли соболя, занимались рыболовством, ремёслами. В этот удобно расположенный город приезжало много купцов. Они привозили зерно и разные товары, в том числе и заграничные, а вывозили пушнину. Через Мангазею в царскую казну хлынул поток драгоценных мехов, а город стали называть «златокипящей государевой вотчиной». Масса торговых и промышленных людей приезжала сюда, заполняла улицы города. Одним из важных достоинств Мангазеи было то, что в те далёкие края можно было добраться по воде. Сложился особый Мангазейский морской ход - от устья Северной Двины через пролив Югорский Шар к полуострову Ямал, по Ямалу по рекам Мутной и Зелёной в Обскую губу, а оттуда по реке Таз. Волоком можно было добраться и до реки Турухан, притока Енисея. Мангазея являлась перевалочной базой для тех, кто шёл на самый северный полуостров Азии - Таймырский, к «великой и славной» реке Лене. По той роли, какой этот город сыграл в освоении Сибири и в развитии арктического судоходства, его нельзя сравнить ни с одним сибирским городом XVII века. Мангазея служила отправным пунктом промысловых и ясачных экспедиций на Енисей и дальше на Нижнюю и Подкаменную Тунгуску. Мангазейские воеводы содействовали постройке Якутского острога, который в свою очередь стал опорным пунктом в процессе присоединения к Москве земель всего северо-востока Азии. В 1619 году указом молодого царя Михаила Романова плыть по Мангазейскому морскому ходу было запрещено. Мотивы этого запрета, который сильно ударил по экономическому положению Мангазеи, не совсем ясны. Официально заявлялось, что эта мера будет препятствовать проникновению иностранцев к богатствам Западной Сибири.
Оскудение пушных промыслов, запрещение морского хода в Мангазею, нежелание тобольских и енисейских властей снабжать горожан хлебом привели к тому, что русское население уходило из старой Мангазеи. Город постепенно разрушался. Ненцы стали называть его Тагаревы-харад, что означало «разломанный город». И место, где он когда-то стоял, постепенно забылось.

путешествия, фото

Previous post Next post
Up