Эмиграция. Как так решиться?

Sep 05, 2023 12:31



Одна моя знакомая, которая пошла на пенсию раньше меня, предупреждала: «Я думала, что на пенсии скукота - сядешь и будешь сидеть, но оказалось, что только тогда и начинается настоящая движуха». И действительно: до пенсии человек связан и работой, и домом. Зачастую десятилетия проходят в курсировании туда-сюда между этими пунктами. Иногда зигзагами, с набегами «в центр» по магазинам и культурным мероприятиям. Еще «в гости» да «на природу». Кто-то в церковь, иногда только для этого - отвлечься, сойти на время с дистанции. Некоторые в поисках свободы назначают себе третий пункт - дачу. И тогда уже не два, а три пункта держат тебя на привязи, как собачку возле будки. В каждом из этих пунктов могут быть свои бонусы и приятности. И держит человека то за одно, то за другое. Но душа человеческая все же рвется на волю, «на простор, на широкий простор… Душа на просторе… - не спутанный конь.» И вот уже, дождавшись отпуска и накопив сбережений, тянутся семьями на моря, в турне и круизы, а то и в горы. «Я спросил: зачем идете в горы вы?» Да вот затем.

Но сколько там того отпуска. Настоящая свобода - пенсия! Если, конечно, до нее доживешь, не «сложив крылья посреди степей», то бишь по курсу между пунктами. Жаль только что для большинства из постсоветских пенсионеров развернуться свободе на пенсии мешает сама пенсия, а точнее - ее размер. Это где-то там за буграми синьорам-пенсионерам открывается на старости лет беззаботная жизнь, полная удовольствий и путешествий. По крайней мере, для очень многих. Нашему же синьору порой хватило бы только на хлеб да оплату жилья. Да и многие настолько не приспособлены жить в свободе, что просто не знают чем заняться без четкого алгоритма рабской жизни между пунктами. Просто начинают «от безделья» угасать, хиреть, болеть и ускоренно приближаться к последнему пункту назначения. Посему мало кто добровольно стремится на свободу с достижением соответствующего возраста. В основном выпирают принудительно. Кого пожестче, кого помягче, но спроваживают. В этом смысле мне повезло: меня тоже выперли.

За что большое человеческое спасибо митрополиту Павлу, заблаговременно отправившего меня за штат без права служения. Говорю это без всякой иронии. Во-первых, в ситуации ускоренного падения БПЦ и всей РПЦ рано или поздно все равно пришлось бы что-то решать, но «как решиться всего лишиться»? А так тебя пинком под зад, как трусливого парашютиста. Во-вторых, та самая свобода пенсионерской движухи. Ничего не держит. Как надумал, так и съехал. Неожиданно даже для самого себя. А промедление, как известно, бывает смерти подобно.

В какой-то момент, к лету 2021 года, осознал, что оставаться в стране невозможно. К реальной угрозе попасть под маховик репрессий примешивалась и общая удушающая атмосфера несвободы, когда нужно контролировать не только то, что говоришь, но и то, что читаешь и смотришь. Слышал и знал, что уже многие съезжают. «Релоцируются» целые фирмы со всем штатом сотрудников. Удивительные случаи натурального бегства по лесам и болотам. Или на мотодельтаплане. А насчет себя не сразу, хотя мысль подбрасывали. Семья, внук - как это все бросить? И обычное «что я там буду делать?» Правда, насчет пресловутого «кому мы там нужны?» или тем паче «нас там не ждут» не думал никогда. Мы вообще мало кому, кроме близкого круга людей, нужны где бы то ни было. Но сравнительно легко меняем места жительства в пределах одной страны, почему-то связывая ее с надуманным понятием «родина». Почитая ее даже тогда, когда она поедает своих детей. На самом деле это просто привычка. Хотя и закультивированная и сакрализированная. В этой прривязанности к «родной земле» нет ничего, кроме язычества и страха «выйти из зоны комфорта». Удивительно, когда пытаются привязать сюда христианство, которое на самом деле учит, что мы - «странники и пришельцы на земле» и «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего».

В конце концов и я дозрел. Триггернул меня казалось бы ничтожный случай: перепостил что-то случайно из «эстремистского» канала. И так меня задело, что теперь нужно следить за собой, оборачиваться, думать что и как сказать. При этом знать, что ты все равно весь в распоряжении маньяка и его маньячной власти. Прятаться под плинтус? Это что за жизнь такая? Все, решено! Что я там буду делать? - А что я делаю здесь? Почему в Литву, об этом в следующий раз.

Previous post Next post
Up