Nov 02, 2011 13:46
2. Где Церковь Христова или все ли ветви идентичны?
Следующая парадигма касается понимания Церкви как Тела Христова. Этот взгляд у православных и протестантов диаметрально противоположен. Не зная этого, диалог обречен на провал, так как бы два человека говориле о ключе, не уточняя о каком именно они говорят. Один имеет ввиду ключ чистой воды, а другой для открытия двери в гараже.
Каков взгляд протестантов на Вселенскую Церковь? Современные протестанты верят в так называемую «теорию ветвей» - плод работы английского богослова Уильяма Палмера, датируемой 1838 годом. В ней говориться о том, что ветви, сохранившие апостольскую преемственность, такие как православное, католическое и англиканское сообщество являются частями, «ветвями» одного дерева - церкви Христовой, и являются равно спасительными. Гораздо позже, лет 20-30 назад, протестанты выбросили утверждение о сохранении апостольской преемственности, и получилось, что любые люди верующие в Иисуса Христа, любым способом, лишь бы было сохранены доктрины о Троице, непорочном зачатии и Богочеловечности Христа, Крестной смерти и воскресении и втором пришествии Христа, являются церковью. Поэтому почти любой протестант будет пытаться разговаривать с православным на равных, потому что думает, что и он и православный брат - части одного Тела Христа.
Принятые Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года «Основные принципы отношения Православной Церкви к инославию» объясняют православную позицию: «Поэтому неверна протестантская «теория ветвей» (допускающая равноценность, равнозначность и равную благодатность всех христианских деноминаций, являющихся, согласно этой теории, видимыми ветвями некой «незримой Церкви», в которой все они суть едино, несмотря на внешние разделения и разногласия)”
Но теория ветвей в существующем виде возникла совсем недавно, буквально два - три десятка лет назад. До этого времени никто из деноминаций не считал другие «равноценными, равнозначными и равноблагодатными». Дискутируя об этой теории, хорошо поведать об истинной теории ветвей, подразумевающей апостольскую преемственность.
Есть ли тайны в Таинстве?
Следующий сложный момент в полемике - священство и таинства. У протестантов нет священства в истинном понимании, и нет таинств. Хотя при всем этом они делают большой акцент на действие и дары Святого Духа. В результате протестанты, как бы вновь пришли к «священнству» и «таинствам». Беря эти слова в скобки хочу подчеркнуть их условность. Любой пастор верит что он помазан Богом на это служение. Понятии преемственности рукоположения от какого-нибудь современного «апостола», можно все чаще и чаще найти в протестантизме. На лицо стремление как то восполнить недостоющее звено настоящей апостольской преемственности. Православный взгляд здесь очень ясен и прям: Христос основал церковь и передал помазание Святого Духа на апостолов, они, через рукоположение передали его своим ученикам, те - своим, и так далее. Вот эта цепь преемственности и по сию пору является проводником Святого Духа. То есть Церковь - это не просто люди, которые собрались и поверили во Христа, а сообщество, имеющее собственное священство и епископство сохранившее преемственность священства от апостолов. Это и есть Православная церковь, остальные группы людей хоть и любят Бога и собираются во имя Его, церковью не являются. Этот аргумент очень легко подтвердить опираясь на Новый Завет. В Евангелии от Иоанна читаем: «Иисус сказал им: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простяться; на ком оставите, на том останутся» (Иоан.20:21-23) В этом месте Священного Писания ясно видно как наш Господь передает власть апостолам. После, в книге Деяний Святых Апостолов видно какое значение предавалось рукоположению. Начиная от рукоположения диаконов (Деян.6:6), через всю книгу Деяний и в посланиях Святаго Апостола Павла, где он говорит святому Тимофею дважды о том, что он должен возгревать дар Божий который получил через рукоположение. Можно спросить протестанта, кто рукоположил вашего пастора, затем выяснить, кто в свою очередь рукоположил его- и так далее. Легко увидеть, что буквально через два-три-четыре поколения пасторов появляются самосвяты. Те люди которые откололись в свою очередь от какого-то направления в протестантизме, и сами провозгласили себя носителями помазания Божьего. То есть ясно видно что никакого преемства у протестантов нет. Таким образом и пастора никогда не были руковположены преемниками Апостольского помазания. Из всего этого можно сделать вывод, что православная церковь - это Корабль Спасения, а все другие деноминации - сравнимы с обломками, цепляясь за которые люди хотят доплыть до Христа. Конечно, когда в бушующем море тонущий человек находит плывущий предмет, он рад, но долго ли он продержится на плаву? Ведь этот кусоче всего лишь указывает на Корабль, который принимает на борт всякого кающегося.
3. Юридический и Органический подход к духовному или избавление от наказания вместо лечения болезни
Следующий пункт который мы рассмотрим, это разный подход к духовным вещам и к Богу. Юридичский у протестантов, и органический у православных.
Юридизм протестантизма и органичность православия делают многие понятия очень сложными для восприятия. Грех для православного сердца это в первую очередь болезнь, проказа и понимая это, человек приходит к Господу как врачу, прося: «Господи помилуй! Исцели, уврачуй!». Протестант мыслит через четкие определения и схемы воздействия духовных законов. И сами законы действительно, работают. Неправильность здесь именно в подходе - юридическом, а не в самих законах и принципах. Для протестанта грех - преступление против Бога, преступление наказание, за которое уже понес Сын Божий, так что теперь нужно просто принимать верой то, что Он сделал и идти вперед.
Юридизм не дает протестанту развивать органические отношения с Богом. Хотя именно об отношениях с Богом протестант будет говорить много раз. Для протестантов характерна категоричность, черно-белое мышление - или спасен, или не спасен. Или искуплен, или нет. Или с диаволом, или с Богом. Любая фраза из Библии для него - строчка из юридического договора. За нее можно цепляться и молиться Богу на основании «раз Ты обещал, то исполни». Именно поэтому протестант внимательно изучает Писание, и сыплет цитатами при общении. Из-за этого и покаяние протестанта - мгновенное, исповедовал словесно один раз перед Богом свои грехи, и все, согласно 1-го послания от Иоанна: «Если мы исповедовали грехи наши, то Он будучи верен и праведен простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». То есть оперируя юридическими понятиями - все договоры подписаны, грех удален, остается только верить в свою святость. Но не реальную, а вмененную. Опять же по вере. Различных особенностей у разных деноминаций много, суть одна - берется место из Писания, и на его основании делается учение.
Покажите, что Христос говорил именно органическими терминами, и притчами. А если у притчи и была юридическая плоскость, в ней подчеркивались именно отношения людей, а не законы. Хотя юридизм может стать серьезной проблемой при общении, именно юридизм постепенно делает пропасть между провозглашениями и реальной жизнью протестанта. И когда человек честно признает наличие этих противоречий, это может стать ключевым моментом обращения в православие.
Юридический подход подразумевает некую дистанцию, взаимную ответственность сторон, тогда как «классические» спорные для протестантов вопросы - иконопочитание, целование святынь, поклоны - все это гораздо легче объяснить на основе органичности веры. Органичность православия подразумевает живое отношение с Богом. Если я могу, находясь вдали, целовать фотографию моей жены, из чувств к ней, я тем более целую икону Христа и Святых, воздавая им почести. То же самое и поклонения мощам святых. Они наши отцы, духовно родившие нас своими молитвами, мы им обязаны всем. И если мы почитаем родителей по крови, неужели отцов духовных почитать не будем?
…В протестантизме идет постоянная игра и бесконечное ожидание, что в будущем человек станет лучше. Православие же снимает эту маску лицемерия, и человек начинает видеть себя таким, какой он есть на самом деле, и жить настоящим. Даже после перехода в православие юридизм будет еще долго преследовать протестанта, и для того чтобы поменялся этот блок мышления нужны целенаправленные усилия и время.