Не иначе как духоборчеством не назовешь современное наступление на дух церковной соборности и монашеского умного делания, как пути стяжания Духа Божия. Нас пытаются пристыдить непослушанием, но при этом сами взывающие грубо попирают церковные каноны и Священное Предание.
Об этом читаем у св.Василия Великого: "Если нам приказывают что-либо согласное с заповедью Господней или содействующее ей, необходимо принимать это усерднее и тщательнее, как волю Божию. ..Когда же приказывают нам нечто противное Господней заповеди, нарушающее или искажающее её, тогда благовременно сказать: "дОлжно повинаться больше Богу, нежели человекам"(Деян.5:29) [Творения,ч.5]
А святой Иоанн Златоуст говорит: "Что делается против воли Божией, то сквернее всего, даже если это жертва или пост" [Творения,ч.1]
Зная удобопреклонность церковной иерархии ко всякого рода нововведениям, противным Священному Преданию Православной Церкви, отцы-святогорцы ввели автономию управления на Святой Горе, где все решения принимаются соборно. Это было подтверждено в свое время патриаршими и императорскими указами. Режим самоуправления исходно базируется на положениях первого Устава Святой горы Афон («Трагос»), утверждённого Хрисовулом Императора Иоанна Цимисхия в 972 году.
Монастыри подразделяются на пять групп, в каждой группе имеется старейший монастырь, настоятель которого является, как правило, главой исполнительного органа - Эпистасии. Каждый год Эпистасию по очереди составляет одна из пяти групп монастырей во главе со старейшей в группе обителью. Принимая во внимание тот факт, что монашеству на Афоне более тысячи лет, мы можем убедиться, что парламентаризм, являющийся на сегодняшний день основой управления государством в цивилизованном мире, совсем не чужд христианской православной культуре.
Это история.
Возвращаясь к современности, хочется отметить последнее посещение Святой Горы Афон патриархом Варфоломеем.
Как заметили сами святогорцы в этот раз патриарха сопровождало огромное количество полицейских с материка (числом около 300, при том, что на Афоне есть своя полиция). В прошлый раз приезд патриарха был не такой представительный. То ли ожидался недружелюбный прием со стороны насельников Святой Горы, но вероятнее всего это было приготовлением к какой-то более полномасштабной операции.
"Вы упраздняете самоуправляемость Святой Горы, что является богоданным даром... Это сделал патриарх Иоанн XIX Векк (горячий сторонник унии с Римом, при нем прошли полномасштабные карательные операции латинян на Афоне). Поэтому мы умоляем Бога, чтобы Он вас просветил, чтобы ни Вы, ни господин премьер-министр не подражали Иоанну Векку"- написали святогорцы в обращении к своему патриарху.
Отцы-афониты твердо выступили в защиту своего права автономно решать свои проблемы на Святой Горе.
Все это внешние искушения.
Но есть и внутренние, гораздо более опасные. Поскольку людям, не просвещенным духовно, могут показаться совершенно правильными, ибо за ними стоят ученые степени и широко известные имена.
А.И.Осипов, профессор МДА и С, обвиняет в лжедуховности и прелести архимандрита Харалампия, одарённого редким даром непрестанной умной молитвы, и говорит следующее: "Процесс отступления от Священного Предания Церкви, от твёрдых указаний святых Отцов о сущности монашества, молитвы, послушания и прочих основных устоев духовной жизни происходит и в других Православных церквах. Всё больше предаются забвению и рассматриваются как что-то второстепенное предупреждения Святых Отцов о прелести, которая легко поражает подвижника, пошедшего, вопреки заветам Отцов, своим путём.
В качестве иллюстрации таких уклонений можно привести книгу монаха Иосифа Дионисиатского «Наставник молитвы Иисусовой. Жизнеописание старца Харалампия Дионисиатского».
И далее А. И. Осипов, прежде чем цитировать наставление о молитве о. Харалампия, делает заключение: «В ней нормальные христианские советы по различным вопросам жизни совмещаются с такими наставлениями о молитве Иисусовой, которые вызывают, по меньшей мере, глубокое недоумение».(1)
Конечно, дорогой наш Алексей Ильич, Вы зесли и читаете её эту Иисусову молитву, то только во время непродолжительных наших богослужений.
А для афонитов она стала вторым, если не основным дыханием, содержанием всей жизни. И потому они так высоко уже забрались в рассуждении о ней. Куда забраться без совершенного послушания своему духовнику невозможно.
Это у нас можно встретить спившихся, из ума выживших, из псих-больниц невылазящих монахинь и монахов. Поскольку вынуждены творить эту молитву, учась по книгам и на своем опыте, а там таковые просто невыдерживают на Святой Горе и уходят.
Вот что пишет архиепископ Антоний Голынско-Михайловский, мудрый делатель умно-сердечной молитвы: «Не имеющий ни истинного разума, ни истинного ведения руководить другими не может…Кто ещё сам на пути покаяния, тот ещё ошибается и нередко истину обращает в ложь, а ложь именует истиной. Не достигший истинного ведения не может учить других, даже если внешне он образован, как богослов. Он сам находится под влиянием страстей, полностью им владеющих…Не разумеющий истины вместо пользы творит ученику великое препятствие. Таковые часто сами считают себя достойными руководителями, но на деле ведут пасомых в погибель, и что ещё хуже, считают подлинных учителей истины Божией за прельщённых, отлучая чад от опытных наставников, будучи сами полностью поражены прелестью страстей и греха»...«Древние святые отцы, - замечает далее
архиепископ Антоний, - великие творцы умного делания, писали о молитве Иисусовой много. Но они начинают с описания высоких степеней созерцательной молитвы, пишут о молитве умно-сердечной, самодвижной, опуская предыдущие начальные уровни. Только редкие из них касались молитвы умно-сердечной деятельной и сопровождающих её мечтательных искушений. При этом все отцы писали кратко и прикровенно, и вот по какой причине. Когда святые отцы писали об Иисусовой молитве, тогда опытно знающих делателей было много и не было нужды подробно описывать начальные стадии, так как было, кому наставить…Готовый и в кратком описании поймёт нужное, а неготовый не повредит разума своего…». (2)
Теперь мы попытаемся выяснить причины ошибочности выводов профессора А. И. Осипова.
1) Первой ошибкой профессора А. И. Осипова является то, что он, не зная опытно монашеского делания, опираясь на некоторых отцов, пытается дать «духовный диагноз» опытом приобретших благодатное общение с Богом.
2) Вторая ошибка профессора А. И. Осипова состоит в том, что Святые Отцы Церкви в своих писаниях оставляли лишь общие черты и принципы молитвенного делания, часто не детализируя и не конкретизируя многих моментов.
3) Третья ошибка А. И. Осипова состоит в том, что он не учитывает одну весьма важную особенность святоотеческих наставлений о Иисусовой молитве: написанные наставления о молитве были адресованы тем инокам, которые уже находись в состоянии не новоначальных, а уже преуспевших в молитве.
4) Последняя ошибка А. И. Осипова состоит в том, что он, игнорируя необходимость в духовном наставнике, отвергает фактически фундамент, на котором строится правильная духовная жизнь и без чего невозможно научиться умно-сердечной молитве.
И в заключении следовало бы остановиться на таком высказывании:
существует глубокая связь между отсутствием духовного руководства, послушанием духовнику и непослушанием священному Преданию Церкви. Не имея послушания человек даже при богатой эрудиции и знаниях, не поборов самоцена и тщеславия, неизбежно впадает в заблуждения и духовную слепоту. И из этого состояния духовного помрачения он постоянно даёт оценки и критику других людей. Примерно тоже самое произошло в 14 столетии в Константинополе, когда учёнейший монах Варлаам из Калабрии стал нападать на афонское монашество, обвиняя его в прелести и ереси. Церкви потребовалось собрать несколько соборов, чтобы осудить дерзость Варлаама. И в разоблачении представлений Варлаама огромное значение имели послания свт. Григория Паламы, Святогорский Томос. Эти богословские споры 14 столетия научают нас тому, что надменный ум не зная и не понимая сокровенного монашеского делания, не может понять образа жизни иноков, их подвига, который направлен на подлинное просвещение от Святого Духа. Рационализм не является методом и средством познания законов духа, о чем так ясно высказался апостол Павел: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». (1 Кор. 2, 14) (3)
______________
1.
Православный Апологет2. Подвиг в миру. Святые Отцы и подвижники благочестия о молитве и трезвении. Келейные записки архиепископа Антония (Голынско-Михайловского). М. Отчий дом 2006, стр. 33-34
3.
Православный Апологет