Священномученик Онуфрий: Обновленчество - грех против Церкви Божией

Aug 23, 2010 07:36



Кто не со Мною, тот против Меня;
и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Мф. 12, 30
Когда посмотришь на современную нашу церковную жизнь, то замечаешь множество разных новых расколов и ересей: обновленчество... и другие.
В чем же их отличие от прежних ересей и расколов: католической, ереси лютеранства, сект многочисленных, раскола старообрядчества?
В том, что прежние ереси ясны были для православных. Если заходила речь, например, о католичестве, всякий знал, что это - лютая ересь, и католика можно было отличить от православного.
В костел латинский не ходил православный христианин, потому что он хорошо различал его от православного храма.
Но что же видим теперь? Нынешние раскольники по внешним своим признакам стараются ни в чем не отличать себя от православных христиан. Обновленцы, например, служат по тем же богослужебным книгам, что и мы, на том же церковно-славянском языке, читают в храмах наш православный Символ Веры и прочее. Всем этим обновленцы стараются привлечь простые христианские души.
Опасность современных раскольников: обновленцев,... - именно в том и состоит, что они очень тонко подделывают православие у себя, фальсифицируют истину и в таком виде выдают ее за настоящую.
Так фальшивомонетчики стараются подделать свою монету наиболее искусно, чтобы она ничем не отличалась от настоящей, и даже на своей фальшивой монете печатают, что подделка строго преследуется законом. И как неопытный глаз иногда принимает фальшивую монету за настоящую, так и теперь немало христиан считают современных раскольников: обновленцев, ... - за православных христиан не почему иному, а потому, что это есть искусная подделка православия.
Как же отличить раскольников от православных?
Господь Спаситель наш предостерегает Своих последователей: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их.
Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго срубают и бросают в огонь.
Итак по плодам их узнаете их (Мф. 7, 15-20).
Какие же плоды современных раскольников?
- Борьба их с Православной Церковью Божией.
Ведь никто не станет отрицать, что современные раскольники - обновленцы, ..., так же как и прежние злые секты, все свои силы направляют против Божией Церкви Православной. И прежние и нынешние раскольники, еретики вместе с открытыми безбожниками единым фронтом идут против святой Церкви Христовой. А Спаситель наш сказал: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11,23).
Ты хочешь узнать, возлюбленный, кто стоит перед тобою: друг ли Христа или враг?
Заговори с ним о Церкви Божией, о ее скорбях и радостях, и ты по лицу собеседника твоего узнаешь врага Церкви.
Слышу возражение некоторых: зачем такая нетерпимость, почему такое строгое отношение к инакомыслящим?
Ведь они и обновленцы, и католики, и сектанты - призывают Бога. Неужели же они идут против Бога? Да, ибо Сам Спаситель сказал, что именно верующие в Него как в Бога будут гнать Его последователей: наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня (Ин.16, 2-3).
Всякий идущий против Церкви Божией ставится Спасителем в одну линию с язычником: скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 17).
Таково суждение о всех отступниках от Церкви Божией со стороны Самого Любвеобильного Господа, Спасителя мира.
Кроме того, в дни нынешних церковных смут и нестроений, искусственного распространения их врагами Божиими необходимо всячески беречь истину от всяких засорений. Нужно отсевать всякие еретические и раскольничьи плевелы, чтобы все видели пшеницу.
Истина одна, как и вера одна (Еф.4,4-6), хранимые водной Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Догмат единства Церкви необходимо хранить и выявлять, чтобы все знали, что истина и благодать только в Церкви Православной.
С другой стороны, Православная Церковь не скрывает своих сокровищ и истинного учения о благодатной жизни, но щедро расточает их всем к ней приходящим.
Двери Церкви Православной открыты для всех.
Великое несчастье приносят людям те, кто отвлекает их от Бога.
Ибо это значит отрывать человека от источника истины, добра, красоты.
Но такое же великое зло несут и те, кто отклоняет верующих от Церкви Божией.
Современные раскольники обновленчества и другие, обманывающие и совращающие простодушных верующих в свой раскол от Церкви Божией, ничуть не лучше открытых безбожников, отрывающих людей от Бога.
Почему неверующие, или современные нам раскольники - обновленцы, или древние еретики - католики остаются в своем положении и не обращаются к Церкви Божией?
Неужели они не могут познать истины Божией, которая давно уже дана и сияет в Православной Церкви?
Неужели написано мало блестящих ученых книг против неверия, раскольников и католиков?
И много ли требуется, чтобы показать истину; когда она уже дана?
О нет, возлюбленные, дело не в том, что люди не знают истины.
По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их (Пс. 18, 5).
Дело в том, что люди по гордости своей не хотят прийти к Богу и Церкви Божией.
Нужно быть великодушным, чтобы открыто сознать свое заблуждение. Это именно подвиг - побороть свое самолюбие, иметь смирение.
Только люди смиренные говорят, как апостол Павел: я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее (Гал. 1,13).
Как же нам сохраниться от всех этих врагов Божиих - неверующих, раскольников, нынешних обновленцев и других еретиков: католиков, протестантов и других сектантов?
Прежде всего подвигом послушания Церкви Божией. Нам нужно держаться Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и никуда не уходить, несмотря ни на какие хитрые обольщения.
Ведь почему современные раскольники отошли от Церкви Божией?
Они возмечтали, что смогут повести людей по новому пути.
И повели людей и сами отошли от единства Церкви, образовав раскол.
Отчего возникают ереси?
Оттого, что иные люди, даже ученые и из клира - пастыри и архипастыри, поняли отдельные места слова Божия по-своему, не так, как учит Церковь, и не захотели смирить себя пред голосом Церкви.
Конечно, Церковь Православная не боится света и критики, напротив, Сам Спаситель сказал: Исследуйте Писаная, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39).
Но когда наш ограниченный разум не может вместить глубины истин Божиих, мы не должны посему и отходить от Церкви, которая есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3,15).
Держитесь единой святой Церкви Божией, отдайтесь в ее руководство, и вы будете в надежной пристани.
Какие же средства для обращения заблудших, неверующих, раскольников и еретиков?
Обыкновенно таким средством называют апологетику: возвещение истины Божией и опровержение неверия и всяких ересей и суеверий.
Это - лучшее средство.
Но оно не главное, а главное - это усердная молитва об обращении всех заблудших.
Вот и нужно нам молиться, чтобы Господь смягчил гордость всех неверующих, раскольников, еретиков, чтобы они познали свои грехи, пожелали узнать истину.
А если они искренно захотят узнать истину, тогда всякая неграмотная, но преданная Церкви Божией женщина наставит их на истину и приведет к святому православию.
Наши речи, учение и вдохновение никак не убедят тех, кто не хочет верить или прийти к Церкви Православной.
Ложные оправдания они для себя всегда найдут.
А если Господь, по нашим усердным молитвам, смягчит их упорное сердце, тогда нетрудно будет им познать истину.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:16 марта 1990 года архиепископ Онуфрий (Гагалюк) был реабилитирован.
Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 июня 1993 года причислен к лику местночтимых святых.
Днем памяти установлено 19 мая (по юлианскому календарю).
В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе был канонизирован в сонме Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания. _________________________
Подготовлено по изданию: "Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения в 2-х томах" 
Издательство "Булат", г.Тверь, 2005 г.
Издание подготовлено "РЕГИОНАЛЬНЫМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ФОНДОМ ПАМЯТИ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ" www.fond.ru/

обновленчество, святые, отличие православия от католицизма, раскол, реабилитация

Previous post Next post
Up