ДО БОГА НЕ ДО-КРИКИВАЮТСЯ, А ДО-МАЛЧИВАЮТСЯ.

Nov 02, 2023 07:46



«Таков наш век: слепых ведут безумцы»
У. Шекспир «Король Лир».

История Церкви так же, как и история жизни любого человека, изменчива. Периоды относительного благоденствия, здоровья и покоя сменяются периодами болезней и скорбных обстоятельств. Биография Церковной истории, как и судьба каждого человека, промыслом Божиим ведет нас к спасению, обОжению и освящению. Церковь - это Богочеловеческий организм. Она - как «вещь в себе», ее бытие ни от кого, кроме Бога не зависит. Церковь присутствует в мире всегда настолько, насколько мы к ней сопричастны. Каждая ее клеточка - это мы с вами. Поэтому от каждого из нас зависит общее состояние Церковного организма.
Диагностируется это состояние не по тому, что происходит вокруг нас, а по тому, что происходит внутри нас. Реакция каждого из нас на ход текущих событий определяет в конечном итоге и состояние всего Церковного тела. Любой врач вам скажет, что стресс может вызвать у человека невротические или психосоматические расстройства. И если ресурсов для адаптации не хватит, то это приведёт к истощению. Если мы хотим видеть Церковь сильной, то должны следить за своим духовным здоровьем.

Я не раз замечал на примере своей жизни, что мое духовное состояние, к сожалению, часто зависит от того, чем живет мой ум и на что обращено мое внимание. Информация, которую мы потребляем из вне, как правило, формирует наше мироощущение. Церковные СМИ ничем не отличаются от светских. Они точно также разгоняют новостной ряд негативно-убийственной информацией, которая способствует выбросу в нашем теле адреналина и кортизола, в результате чего активизируется симпатическая нервная система. Вины наших журналистов в этом никакой нет, потому что их труд также измеряется рейтингом просмотров. А во всем мире люди читают в первую очередь страшилки. И православные, к сожалению, увы, не исключение.

Мы практически не видим, чтобы православные СМИ писали о чем-то позитивном. Это потому, что о чем-то хорошем наши люди читать не любят (как ни странно, это правда). А зачем тогда писать о хорошем, если вокруг столько плохого. Поэтому я решил продолжить тему, начатую в одной из прошлых публикаций, где предложил читателям попытаться еще при этой земной жизни эвакуироваться в свой собственный Умвельт («поведенческое пространство жизни, значимая среда»). Пишу я это в первую очередь для себя, так как моя душа нуждается в седативной терапии. Но возможно она будет интересна и тем моим сверстникам, которые также, как и я, не хотят провести остаток дней своей жизни, сходя с ума вместе со всем окружающим миром. Хотя я понимаю, что желающих разделить со мной эту точку зрения будет немного.

Для начала я хочу обратить внимание своих читателей на темы, которые мы обсуждаем в разговоре с другими людьми. Если разбить эти темы на три раздела - «плюс», «ноль» и «минус», то на девяносто процентов это будут минусовые темы. Нейтральные быть может наберут еще процентов восемь- девять. Но не более процента наших разговор будут касаться чего-то светлого, такого, что несет в душу мир и покой. Мы обсуждаем политиков, власть, говорим о войне, о трудностях и сложностях жизни, о плохом здоровье и массе других проблем, в которых живет наша душа. Мы даже не задумываемся о том, что речевой центр нашего мозга выполняет также и программирующие функции. Говоря о негативе, мы в тоже самое время программируем себя на то, чтобы в нем жить.

Погруженность во внутренний душевный мрак изымает нас также из реальной земной жизни. Мы не видим ни красоты осенних деревьев, ни разлитых вокруг ярких солнечных лучей, ни тех благ, которые Господь на нас по Своей милости изливает. Обсуждая зло, делясь злыми новостями, говоря о зле, ненавидя зло, мы сами, того не замечая, становимся злыми. К сожалению, и большинство проповедей наших о том же самом зле, с которым нужно, по мнению проповедников, бороться. Но зло, в отличие от нас, очень хорошо знает - борьба со злом будет делать зло только сильнее. Опытные подвижники не раз предупреждали, что со злом не нужно бороться, его нужно игнорировать. Но мы больше доверяем проповедникам, чем опытным духовникам. «Представь, что ты, находясь в темной комнате, начнешь махать руками, пытаясь разогнать мрак. Но так его не прогонишь. Открой окно, чтобы в комнату проник свет, и тогда тьма уйдет сама. Только свет может изгнать тьму» (старец Порфирий Кавсокаливит).

Настоящее зло находится не вокруг нас, не в мире, в котором мы живем, а в нашей собственной голове. Это постоянно работающая радиостанция навязчивых мыслей с ее круглосуточным вещанием на всех волнах. Даже в то время, когда мы ни с кем не общаемся, внутри нас идет невидимый безостановочный внутренний диалог. Но самое худшее - это наша привычка всегда мыслить негативно. Это и есть истинная причина того, почему, как нам кажется, Бог нас не слышит и не отвечает на наши молитвы. Не Он, а мы Его не слышим. Да и как расслушать пение соловья, когда в голове постоянно на всю мощь работает отбойный молоток мыслей. Поэтому нам не нужно пытаться докричаться до Бога, нам нужно до Него попытаться домолчаться. Необходима внутренняя тишина - исихия, которую традиционно связывают исключительно с практикой Иисусовой молитвы, на самом деле это слово переводится как «спокойствие», «тишина».

Но люди боятся тишины. Они готовы постоянно жить в музыкальном или новостном фоне, лишь бы не остаться один на один с тишиной. Внешний шум отгораживает людей от внутренней пустоты, которая живет в их душах. Поэтому человек чувствует потребность подключиться к чему-то внешнему. Для спасения и очищения души в наше время информационный пост более важен, чем телесный. Когда святые отцы писали о важности телесного поста, они еще не знали, что такое информационная пища. В их время ее практически не было. Они не знали, что такое СМИ и какое огромное влияние они оказывают на душу. Поэтому мы не встретим у них по этому поводу никаких рассуждений. А современные отцы, пастыри по всей видимости недооценивают то страшное влияние, которое они оказывают на душу. Наше физическое и душевное самочувствие зависит не только от образа жизни и качества пищи, но и в значительной степени от качества и количества потребляемой информации.

Социальные сети в наше время стали генераторами коллективного сознания, о котором в будущем мы поговорим отдельно. Большая часть человечества через СМИ заражается ментальными вирусами, эмоциями и оценочными суждениями, так как не имеют способности к критическому мышлению. Механизмы работы модераторов социальных сетей сегодня таковы, что благодаря генерированию этих вирусов они способны за короткое время собрать в одном месте и в одно время сотни, а то и тысячи людей, превратив их в мощную экстремистскую силу стихийных беспорядков и агрессивных действий. Недавные события в аэропорту Махачкалы, когда огромные толпы дагестанцев устроили антисемитский погром, наглядный тому пример.
Но нельзя недооценивать и личное влияние людей друг на друга. Когда мы общаемся с людьми, сознание которых наполнено до краёв злостью, ненавистью, недовольством, обидами, то хотим мы этого или нет, эти страсти будут постепенно перетекать и в нашу душу. «С преподобным преподобен будеши…, а со строптивым развратишися» (Пс. 17:26), - предупреждает нас царь Давид. Даже мысли людей оказывают невидимое влияние на нашего внутреннего человека. Когда нас обуревают негативные эмоции, вокруг нас создается атмосфера непонимания и тревоги. Мы можем в это время молчать и ничего не говорить, но энергия нашей души будет окружать нас невидимым смогом, действуя и на тех, кто находится рядом. Маска, защищающая от вирусов, нужна не только для рта и носа, но и для души. Избегать общения с людьми духовно заразными так же важно, как и ограничивать свое общение с носителями вирусных болезней. Атмосфера в семье и на работе зависит не столько от манеры общения, сколько от внутреннего состояния душ. Поэтому так важно, чтобы от руководителя, начальника, родителей, педагогов, врачей шло внутреннее спокойствие и доброжелательность.
Важным условием хранения мира является то, как мы умеем слушать. Нас все время учат, как правильно говорить, но, к сожалению, никто не учит как правильно слушать. Людям, близким по духу, вообще не нужны слова. Самый родной для нас человек будет не тот, с кем есть о чем поговорить, а тот, с которым можно вместе помолчать. Разговор душ во взаимном молчании куда более насыщенный, чем общение с помощью слов. Слова - это вынужденная коммуникация, а молчание - прямое постижение сути.

Возвращаясь к главной проблеме, которая мешает нам жить, мы должны понять важную для себя вещь: умение не думать - и есть та наука, которую нам необходимо постигать для того, чтобы иметь духовное здоровье. Исихия - это не опыт избранных монахов, которые ведут отшельнический образ жизни. Это необходимая для каждого христианина практика, от качества которой зависит его спасение.

Наш ум производит мысли постоянно, не зависимо от того, хотим мы этого или нет. В нашей голове живет скверный буйный сосед, который ведет себя просто безобразно, совершенно с нами не считаясь. В исихазме, как правило, используют упражнения, обучающие хранению внимания ума к дыханию и словам Иисусовой молитвы. Но ум так просто сдаваться не будет, и требуется очень много усилий, чтобы его смирить.
Мысли питаются нашим вниманием. Поэтому кроме Иисусовой молитвы можно также пытаться переключать наше внимание на другие звуки и ощущения, чтобы не слушать мысленную болтовню нашего ума. Как правило, мы ходим по улице, погруженные в собственные думы, ничего вокруг себя на замечая. Но если мы отвлечёмся от ума и станем обращать внимание на то, что происходит вокруг нас, то вполне возможно, что с удивлением откроем для себя красоту окружающего мира. Пускай наше внимание ощутит то, как ветер или капли дождя касаются нашего лица, как ступни ног опускаются на землю. Или пускай прислушается к звукам птиц, шелесту листьев и вообще к тем звукам, которые нас окружают. Все это будет отвлекать нас от потока мыслей в голове. А они, не имея возможности питаться нашим вниманием, будут постепенно угасать. Безмыслие дает душе простор свободы и избавляет от тяжкого бремени, которое всю жизнь несет наша бедная душа.
Когда в небесах светит полная луна, а мы думаем о чем-то своем, для нас луна исчезнет. Так перед нами исчезает и весь мир, в котором мы живем. Нашим миром становится тюрьма мыслей, которые нас мучают подобно безжалостным палачам. Но если мы сосредоточимся только на луне, мысли остановятся, и нам не нужно будет заставлять себя не думать.
Умение переключать внимание с мыслей на происходящее в настоящем моменте является важной практикой исихазма, которая приводит подвижника в состояние внутреннего покоя. Если у нас не получится добиться этого умения, то и с живущими в душе страстями справиться будет ой как не просто.

Когда наш разум мечется и продуцирует шум, внешнее спокойствие - обман. Но если мы найдем пространство покоя внутри себя, то естественным образом оно и во вне будет излучать мир и радость. Чем меньше в нас будет внутреннего шума, тем лучше будет чувствовать себя душа. Отражение луны мы можем видеть в воде только тогда, когда на ней нет волн. Так и Бога мы можем научиться слышать только тогда, когда на сердце будет покой и тишина.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/76774-do-boha-ne-dokrikivajutsja-a-domalchivajutsja
Previous post Next post
Up