про Муравьиную Школу. Часть 1 Восторженная

Aug 17, 2016 18:16

Потрясающее событие случилась этим летом! Я до сих пор не очень верю, что мы ([Spoiler (click to open)]http://www.dom-na-kryshe.com/) стали его частью!
Большой командой в довольно сжатые сроки, мы создали "природную школу", всего на один летний месяц и в формате семейного лагеря, но этот опыт показал, что нужно двигаться дальше, а я почувствовала уверенность и ещё большее желание и вдохновение развивать идею "природной школы".


Сейчас активно изучаю опыт действующих во всем мире природных школ, информация буквально сама меня находит. Я читаю, просматриваю видеоматериалы, делаю заметки и собираю идеи. Удивительно, что все мои знания об альтернативных формах обучения ограничивались опытом нашей страны, и я почти ничего не знала/не знаю про подходы, образовательные программы и уникальные школы других стран.
Например, только сейчас я узнала о существовании Green School https://www.greenschool.org/ на Бали, в которой учатся дети и преподают учителя со всех уголков земного шара, "объединяет их любовь к познанию и к природе", а процесс обучения строится исходя из естественного любопытства детей. Сама школа представляет собой природный городок, с бамбуковыми постройками без стен, с большущей территорией и мостом в 22 метра через реку Аюнг.
Посмотрите это видео, счастье ведь! Мечтаю там побывать!

image Click to view


У меня огромная благодарность Дарье Бычковой, руководителю Бюро "Чехарда" http://www.chekharda.ru/ за приглашение участвовать в этом проекте, идейность и доверие. Даша, уже несколько лет знакомится с природными школами как архитектор, и как мама, которой ценно развитие и обучение ребёнка в естественной природной среде. Именно Даша стала инициатором "Муравьиной Школы" в Завидово - уникальном лесопарке, с вековыми соснами, широким зелёным полем, песчаным пляжем Московского моря.










На этой огромной, благоустроенной территории сегодня есть всё необходимое для летней жизни детей. Оборудованы сан.узлы и душевые кабины с горячей/холодной водой, построен совершенно прекрасный "Бублик", деревянное сооружение из лиственницы - экологически чистого материала, его площадь 500м2 вместе с внутренним двориком, в центре которого кострище, а на прилегающей территории установлены деревянные подиумы для палаток. В это место невозможно не влюбиться, я теперь жутко скучаю и уже собираюсь в гости.








Кроме Дарьи Бычковой, в становлении проекта приняли участие партнеры и друзья "Дома на крыше", детская творческая студия "Вилла Курица" http://www.villakuritsa.com/ и детский клуб http://fanfanclub.ru/. Большая радость когда встречаются единомышленники, нам очень повезло работать вместе!


Дальше я хочу написать о нашей с Леной Казак первой смене (ведь кто-то здесь меня читает, да!?) и показать фотографии, отдельное большущее спасибо за них Юле
ya_bulichka.
Понимаю, что сразу обо всем рассказать не получится, поэтому будет несколько постов.
Наша первая смена была посвящена природным стихиям, программа родилась очень насыщенная, реализовать удалось не всё что запланировали, и это отлично. Мы с Леной сразу решили, что будем "следовать за детьми", за их интересом, наблюдать и включаться в их игры и дела, а дел в лесу очень много, любопытных и пробуждающих творческую и игровую активность.








Плюс, мы зависели от погоды, и нам, конечно, очень повезло. Испытали мы разную погоду: успели покупаться и насладиться солнцем, погреться у костра и надеть шапки, пошлёпать по лужам и промокнуть под дождём, померзнуть ночью в палатках и обгореть.








Неизменными оставались наши "Лесные уроки", которые проходили в лесу в любую погоду. Здесь, нужно сказать, мне очень повезло, что Лена откликнулась на эту идеи и загорелась ею. Она настоящий турист со стажем и гитарой за спиной (!). Под её руководством мы учились фильтровать воду с помощью природных фильтров, определять стороны света по солнцу, мху, деревьям, узнали как собрать природную аптечку в лесу и оказать первую медицинскую помощь, пробовали складывать костер разными способами и разжигать его. Время в лесу обычно совпадало с дорогой до пляжа. Перемещались наши "муравьишки" на самокатах, в общей сложности дорога до пляжа и обратно составляла около 7 км. Представляете!? Такую дистанцию преодолевали дошкольники почти ежедневно. Конечно, мы устраивали привалы, и беседы с ответами на вопросы, и остановками, чтобы собрать природные материалы или полевые цветы, или спуститься к ручью, или понаблюдать за жизнью города-муравейника.










Кстати, наша Школа получила название "муравьиной" не просто так. Во-первых, в завидовских лесах есть обозначенные на местности муравьиные тропы, во-вторых, хоть это и школа, предназначена она для детей 4-7 лет (дошколят), которые часто напоминают "муравьишек", ну и в-третьих, муравьи это общественные насекомые, а команда для нас важна!


Если Лена больше отвечала, за лесные уроки и наши вечерние посиделки у костра с песнями под гитару, то я в основном вела творческие занятия. Они также проходили ежедневно, точнее сказать, несколько раз в день. Иногда это были запланированные нами заранее мастерские, а иногда спонтанные, по инициативе детей или вдруг возникшей идее. Некоторые занятия так полюбились "муравьишкам", что потребность в них возникала до последнего дня смены (например, в "столярной мастерской" мы мастерили несколько дней подряд, пока не закончились гвозди:)  А что-то, утрачивало свою актуальность и не зависимо от плана, мы опускали это занятие.
Я еще подробно напишу про отдельные мастерские и "живые уроки", и "уроки садоводства", и наши спектакли, а их было два: с "муравьишками" - актёрами в день открытия лагеря и с "муравьишками" - кукловодами в театре теней в день прощания. А пока хочется сохранить здесь два важных наблюдений про игру в естественных условиях леса. Все знают, что ведущая деятельность для дошкольника это именно игра. Так вот, природное пространство леса, поля, водоёмов обеспечивает детей уникальной, ни с чем не сравнимой игровой средой. И второе, в нашем лагере у детей не было игрушек, совсем. Они почти о них не вспоминали, зато всё время изобретали, придумывали и мастерили себе игрушки из природных материалов, веточек, палок, спилов, досок, шишек, камней. Удивительно ресурсное время.


Буду ещё рассказывать...Пока.

муравьиная школа, 5 лет Матвею, Дом на крыше

Previous post Next post
Up