Путешествие в Приморье и Китай, 2023. Часть 1: Хабаровск - Китай

Sep 09, 2023 11:55

В поездку мы собирались устоявшейся за последние три года компанией путешественников: мой двоюродный брат Женя, я, мои дети Лев и Ксюша, и дети брата Саня и Костик.

Однако, формат поездки предполагался непривычным: за 11 дней мы решили посетить Хабаровск, Китай, Владивосток - это приличная порция перелетов и переездов. Но, в целом, дети уже подросли (всем от 10 до 14 лет), и мы решили их в этом режиме потестировать.

Поездку разбили на несколько этапов:

1) Перелет Москва - Хабаровск, полтора дня в Хабаровске,

2) Поездом до Уссурийска, автобусом до Китая (Хунь-Чунь), три полноценных дня в Китае,

3) Автобус из Китая, как-нибудь (придумаем как) до Владивостока, 4 дня во Владивостоке, переезд (придумаем как) до Хабаровска и перелет в Москву.

Забегая вперед - «придумаем как» было не самой лучшей идеей. Например, перелететь назад в Москву можно было и из Владивостока. Но мы, как люди аналитичные и последовательные, сначала купили билеты Москва - Хабаровск (и обратно из Хабаровска) - и строили маршрут уже на этом прочном базисе.

Впереди горы свежих и дешевых морепродуктов, недорогое японское пиво, непревзойденный китайский виски, купание в чистейшем Тихом океане не выходя из Владивостока - и стабильно солнечная ясная погода!

Перелет Москва - Хабаровск, Хабаровск

Бизнес-зал в Шереметьево был переполнен, но мы в него все равно прошли - и каким-то чудом тут же освободилось два столика. Еды полным-полно, вино так себе, на троечку (мы все-таки употребили, надо поддержать отечественных виноделов), пиво - российское, но свежее.

Летели Аэрофлотом, самолет большой - единственное, меня с братом дети сгруппировали сидеть рядом, а мы оба в последнее время не очень стройные. Вылетели поздно вечером, прилетели днем (8 часов перелета + 8 часовых поясов разницы). Хорошо, что брат увлекся какими-то фильмами на мониторе в спинке кресла - как результат, он всю дорогу не спал и не храпел.

В Хабаровске нужно было куда-то селиться, и сервис Тинькофф, забронировав на карте приличную сумму, направил нас в идеальном направлении: в гостиницу «Мечта». Немного смутило, что она находилась на другом конце города, в промышленном районе - но мы взяли два такси и в 40 минут домчались до чудо-отеля!

… возможно, мы с братом перед этим немного кичились друг перед другом отелями, в которых удалось пожить - тут искусственный интеллект Тинькова предъявил нам неизведанное.

Из двери отеля «Мечта» вышел постоялец-узбек с голым торсом и полотенцем через плечо. Мы прошли внутрь: в коридоре пахло чем-то квашеным, солнце светило сквозь порванные занавески, формируя причудливые узоры на стоптанных под 40-50 градусах ступенях лестницы. Администратор сообщила, что шесть мест действительно есть, но отель пользуется высоким спросом, поэтому эти шесть мест будут в разных номерах.

- Не переживайте, сказала она, - ну и что, подумаешь, дети отдельно от вас. У нас, только начинается драка или еще какое правонарушение, - я сразу вызываю полицию. А полиция наш отель хорошо знает, оперативно приезжает и эффективно всех упаковывает.

Отель «Мечта» нам очень понравился, мы были очень благодарны искуственному «Тинькофф». Но предстояла далекая дорога, и мы банально, трусливо испугались зацепить вшей или клопов. Отступив перед трудностями, мы начали искать квартиру для ночевки.

Квартиру найти было сложно - в это время в городе проводился чемпионат России по боксу. То ли спортсмены заарендовали все жилье, то ли хабаровчане боялись сдавать свои хаты боксерам, - но ценники взлетели в космос. Но все же мы нашли уютную трехкомнатную квартиру, вселились - и выдвинулись на прогулку.

Первые ощущения от прогулки по Хабаровску были не очень положительные. Разбитые дороги, пошарпанные дома - видно, что в город не очень сильно вкладываются.

Светофоры голосом дублируют световой сигнал. Какие-то элементы типа афишных тумб остались еще с каких-то старых времен.

По разбитым тротуарам, а кое-где и по краешку автомобильной дороги вышли к реке Амур. На набережной, впрочем, стало сильно цивилизованнее:

Красивый храм, один из самых больших в России

Прогулочная часть с кафешками, живой музыкой и пристанью для корабликов. Около кафешки детям подарили несколько пачек чипсов - к сожалению, все очень острые, с вассаби - так и остались несъеденными.

Мы с братом начали приобщаться к китайскому пиву: в основном здесь это Tsingtao, Harbin, Cheerday в разных вариациях. Пиво достаточно ровное и качественное, но есть проблема - в большинстве оно крепостью 3,5-4,0%. И в какой-то момент начинаешь понимать, что чего-то в нем не хватает - не то чтобы этого несчастного градуса, но вкус более бесцветный. В итоге нашим фаворитом стало cheerday пшеничное (желтая банка) - а, чтобы и им не злоупотреблять, мы перешли большей частью на вино.

На следующий день мы закинули вещи в камеру хранения на железнодорожном вокзале и поехали к автомобильному мосту через Амур, изображенному на пятитысячной купюре. Раньше переправа была паромная - несколько паромов в день. Если проехать еще километров 150 - будет Биробиджан, столица Еврейской АО. Брат очень рвался хоть глазком взглянуть на этот город - он, дескать, почувствовал в себе еврейские корни - но, когда узнал стоимость такси, резко охладел к этой затее. Видимо, корни и в самом деле есть.

На другой стороне моста местность уже совсем сельская - решили назад ехать на автобусе, остановка автобуса для дачников очень ностальгическая:

Пообедали в пивном ресторане, отпробовали все сорта пива, которые они варят - после малоградусного китайского, конечно, приятнее, но ребятам в этом плане еще есть куда расти (брат все вспоминал некоего Серегу из Липецка и огромные кеги с его вкуснейшим пивом).

Напротив пивной - Дальневосточный институт прикладной математики РАН, очень приятное здание. Думаю, в этой нашей пивной пропал не один молодой математический талант.

И поехали на вокзал.

Поездом из Хабаровска в Уссурийск, Уссурийск

Хорошо, что еще за неделю, когда брали тур в Китай из Уссурийска, менеджер турфирмы посоветовала озаботиться жд билетами - уже в тот момент оставались только верхние полки в плацкарте. Август - месяц туристический, море прогревается - все едут отдыхать и спрос на любые билеты зашкаливает.

Поезд подали раскаленный, вагон еще старой конструкции: кондиционер работает только во время движения… постепенно, за полчаса-час, в вагоне стало получше. В Уссурийск приехали в 04:30 утра, было еще темно.

Решили прогуляться до автовокзала пешком, это около получаса - посмотреть последствия недавнего наводнения (вода местами доходила до 2-3 этажа).

Город весь промокший, очень влажный воздух, на улицах - никого. Здания очевидно облупленные, просыхающие, людей ранним утром еще нет - атмосфера тяжеловатая. Подошли к автовокзалу, около шести утра он открылся. Внутри просыхают ларьки и автоматы - говорят, во время наводнения они плавали на уровне второго этажа. На улице накрапывал дождик, люди вокруг обсуждали, что ждут второго тайфуна.

В Китай уходит сразу несколько автобусов - нам достался достаточно комфортный китайский. И мы поехали.

Автобусом из Уссурийска в Хунь-Чунь

Природа в Приморье безумно красивая. До границы от Уссурийска ехать около 4 - 5 часов, - есть ощущение, что проезжаешь несколько климатических зон, все очень по-разному. Везде сопки. В лесах водятся тигры, медведи и дальневосточные леопарды, по дороге есть даже заповедник с леопардами, висят рекламные щиты.

В противовес природе - все рукотворное, что мы видели до границы, ужасно. В особенности это касается дорог - слово «ушатанные» будет звучать для них комплиментом.

Местные говорят, что все дело в тайфунах, дороги смывает - но, видимо, тайфуны доходят до границы и останавливаются, поскольку в Китае мы увидели дороги вполне обычные и качественные.

Наш автобус с китайцем за рулем вваливал по этим дорогам со вполне приличной скоростью. В какой-то момент я проснулся в воздухе и только секунды через две моя жопка приземлилась на сиденье. Я понял, что засыпать и расслабляться нельзя (правда, втыкать в телефон в таком режиме тоже непросто).

Остановились в некоем поселке Барабаш - там останавливаются все автобусы. Нас заранее предупредили не покупать там ничего, кроме печенек - так мы и поступили. Когда выезжали из поселка, Ксюша закричала: «Папа, дядя Женя, смотрите - Винлаб, а вы не зашли!». Но шанс уже был упущен, автобус прыгал на ямах в сторону Китая, люди в автобусе очень переживали за нерасторопных папу и дядю Женю.

И еще часа через два приехали на таможню. Автобус проходит таможню отдельно, люди - отдельно. Российские таможенники ведут себя пафосно и жестко - видимо, это традиция со времен челночных туров. Нас, например, на полном серьезе попытались раскачать на том, что мы не знаем автомобильный номер нашего автобуса… но не на тех попали - естественно, Лев номер знал и помнил просто из общего любопытства («Купите ребенку что-нибудь вкусное» - пролепетала проигравшая эту битву таможенница). На выезде из российской таможни зашла рыжая таможенница, еще раз на повышенных тонах и на грани истерики проверила у всех выездные штампы - и мы двинулись в сторону таможни китайской, где все уже прошло достаточно спокойно и быстро.

Еще час езды, уже по нормальной дороге, - и мы в гостинице. Проехали мимо гостиницы, здания которой сделаны в виде Кремля, Собора Василия Блаженного, огромной матрешки - это уже настолько кич, что тянет на произведение искусства.

Китай

Закинули вещи, у нас забрали паспорта - обычная практика, вдруг мы захотим остаться в Китае и работать нелегалами на обувной фабрике.

На ресепшне гостиницы нас практически силой усадили в бесплатную машину и повезли в ресторан (машина ехала минут семь - как потом оказалось, заведение было метрах в четырёхстах от гостиницы). Это было подозрительно. У входа стояла задумчивая грустная русская женщина. «Вкусно кормят?» - спросил брат. «Г…но полное» - ответила лаконичная барышня. Отбились от попыток усадить нас за стол, вышли - и решили пробовать счастья только в местах, где едят китайцы. И, забегая вперед - это было чертовски правильное решение. В городе много «туристических» ресторанов - с адаптированной китайской едой, борщом и Пугачевой в колонках: как правило, в них дорого и невкусно, пусть там едят и танцуют ностальгирующие эмигранты.

Погода установилась солнечная и почти все время такой и оставалась - может быть, тайфуны действительно идут только до границы?

Наши перемещения зачастую были хаотичными, пива было много, поэтому я отойду от хронологии и просто буду вспоминать разные места и ситуации.

Вот заведение, в котором подают блюдо «баранина + курица + креветки» в огромных кувшинах (на вывеске перевели «Мясо в самоварах»). Кувшины во время еды греются на горелке, вмонтированной в стол. На «барной стойке» - множество закусок, которые можно набирать неограниченно. Безумно вкусно.

Корейский супермаркет через перекресток от гостиницы. Костя и Ксюша еще в Хабаровске осознали, что в магазинах очень много необычных азиатских вкусняшек - тянучек, мармеладок… А уж здесь, в Китае и в корейском супермаркете - им было просто раздолье. Мы же с братом через какое-то время в Китае настолько укоренились в этом месте, что пили пиво просто на ступеньках этого супермаркета.

Ночной рынок - мы ходили туда ужинать. В Китае и так поесть недорого (если не брать «туристические» рестораны с названиями типа «У Глаши»), но на ночном рынке - просто раздолье. Ассортимент - от морепродуктов и черепах до сладостей и соков, все готовят на твоих глазах. Мы с братом садились за столик, брали шашлычки из морепродуктов, горячие лепешки - за какие-то сущие копейки. Виски был с собой, запивали свежевыжатыми соками - очень вкусно.

Дети бродили вчетвером вдоль ряда, выбирали себе поесть то и это, веселились - а с Костей и Сашей несколько раз фотографировались местные.

На третий вечер дети решили уже не идти сюда, общее мнение выразила Ксюша: «Там настолько классно, что хочется так и запомнить. Вдруг что-то пойдет по-другому и перечеркнет воспоминания?».

Прогулки по вечернему (ночному) Хунь-Чуню - очень весело, с заходами в кафешки и бары. Выяснилось, что Костя обладает врожденным чувством направления - каким-то верхним чутьем он всегда приводил нас именно туда, куда было нужно.

Саша и Лев еще начали в Хабаровске свои спарринги и продолжали дружески сражаться всю дорогу. Учитывая, что оба кабанчика уже за 70 килограммов - окружающие периодически пугались, храбрые бросались их разнимать… Но, вообще, общим вниманием наша веселая компания была обеспечена и без спаррингов!

Стеклянный мост в Янцзы над пропастью - конструкция и пейзаж впечатляют. Но, честно, сразу чувствуется, что мост устойчивый и никто на нем особо не пугается. Посреди моста есть пара пролетов, где снизу к мосту прикручено что-то вроде прозрачной плазменной панели - она должна неожиданно показывать якобы трещины, появившиеся в стекле, как будто мост рушится. Но в этот раз панель не работала - и наши памперсы остались сухими.

Мост находится в горах, по пути к нему - огромные качели, половина траектории проходит над пропастью. Конечно, дети не могли упустить такую возможность.

После моста с горы можно поодиночке спуститься по рельсам на машинках - на них есть ручной тормоз, но, по-моему, никто из нас его не применял.

Горные источники с бассейнами разной температуры и с разными наполнителями (лотос, молоко, вино …):

Вход в источники вполне цивилизованный:

В одной локации с источниками есть и небольшой аквапарк:

Поход по супермаркетам за одеждой и электромассажером для дяди Жени:

Распивая пиво у супермаркета, познакомились с замечательным якутом Петей. Петя рассказал, насколько у него все сложно - он приехал с семьей, в туристических ресторанах их все принимают за китайцев и игнорируют, фокусируясь на русские кошельки. Но Петя нашел лайфхак - он садится с семьей за стол и начинает крыть официантов русским матом. Поведение обслуживающего персонала резко меняется, они начинают бегать уже вокруг Пети.

В целом - несмотря на то, что мы были недалеко от границы и в русском туристическом городе, Китай оказался вполне аутентичным. Может быть, потому, что мы по возможности не вставали на туристические тропки и гуляли как хотели и где хотели.

Вовремя вспомнили, что у нас нет билетов от Владивостока до Хабаровска (откуда мы улетаем в Москву), и полезли их покупать. Но поезд билетов не было вообще - на самолет купили билеты «Владивосток - Хабаровск» по той же стоимости, что и билеты «Хабаровск - Москва» (через пару дней оставшиеся билеты выросли еще вдвое-втрое).

Все хорошее понемногу кончается, пора было ехать назад. Нам вернули паспорта, снова автобус, таможни, трясучая дорога, печеньки в Барабаше…

Мы решили не ехать до самого Уссурийска и вытряхнулись из автобуса пораньше. До Владивостока около 60 километров - но наши надежды на то, что мы легко вызовем такси, не оправдались - никто за нами не ехал. Тогда мы застопили экспедитора, который развозил молочную продукцию, и он замечательно нас довез. Я сидел на покрышке, часть детей - на ящиках…

Было весело, а впереди - море и японское пиво!