Dec 25, 2015 19:33
О СЪЕЗДЕ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДНР.
21.12.2015 г. состоялся съезд работников образования. Мне выпало побывать на этом мероприятии. Хочу поделиться своими впечатлениями.
Сколько было всего выступающих, я не запомнил. Это не так уж и существенно. Главными докладчиками были, на мой взгляд, три человека: замминистра образования Симонова Ирина Васильевна, директор ДонРИДПО (ранее это нечто называлось институтом повышения квалификации учителей) Чернышев Андрей Иванович и представительница профсоюза работников образования. Увы, фамилию прослушал. Из последующих выступающих запомнилась ещё представитель городского методического центра г. Горловки, пожалуй.
Самое интересное выступление было у работницы профсоюза. Это действительно был деловой отчёт о том, какие проблемы стояли, как они решались, что из нерешённого имеется на сегодня и что, в связи с этим, планируется предпринять. Деловым и без пафоса было и выступление представительницы горловского методцентра. С той лишь разницей, что это был исключительно отчёт о проделанной работе, однако о нерешённых проблемах и дальнейших направлениях работы в нём уже ничего не было. Что, с моей точки зрения, значительно уменьшает ценность этого доклада.
А вот доклады первых двух выступающих были просто отчётами о триумфе. Сначала по выступлению И.В. Симоновой. Это был бодрый рапорт о вполне, в общем-то, частных успехах. Ну скажите, разве успех двух-трёх преподавателей из Донецка и области на каких-то конкурсах учителей в России как-то способны охарактеризовать общий уровень образования в ДНР? Разве победа детской команды по мини-футболу на каком-то турнире в той же России является свидетельством прочных и надёжных знаний школьников? Или эта победа свидетельствует об общем уровне физподготовки школьников? Да нет же! Это всего-навсего частные успехи, которым не место в отчёте министерства. Министерство должно говорить об успехах, общих для образования всей республики. И о проблемах, стоящих на сегодняшний день. С цифрами, со статистикой. С чёткой фиксацией достигнутого и обозначением того, куда двигаться дальше. Иначе, съезд - это просто парадное мероприятие, а не деловой разговор. А ведь на съезде присутствовало человек 400 не последних людей в образовании - руководители школ, методических подразделений и т.п. На что хорошее потратили три с лишним часа своего рабочего времени эти люди? (Три с лишним часа - это только длительность самого мероприятия. А сколько времени на дорогу потратили люди, приехавшие из Горловки? Амвросиевки? Снежного?) Ответ - ни на что. Просто впустую. Тому подтверждением и реакция слушателей на выступления. Присутствующие в зале общались друг с другом, что-то разглядывали в телефонах, мой сосед активно писал СМСки, несколько человек, наклонившись пониже одновременно с докладчиком говорили по телефону. На меня, делающего пометки в блокноте по ходу выступления, смотрели как на неопасного психа.
То же было и во время выступления второго докладчика - директора ДонРИДПО. Потому что был точно такой же бодрый рапорт о том, сколько всего всяких бумажек написано институтом. А вот важного я так и не услышал. Например, аргументации о том, почему вся система образования в ДНР копируется с российской. А мне очень хотелось это услышать. Ну прямо очень-очень. Потому что это происходит одновременно с волной разговоров в самой России о том, что реформа российского образования оказалась провальной, о том, что уровень знаний выпускников российских школ нижайший. И поэтому от руководителя организации, активно участвующей в написании нормативных актов образования, хотелось бы услышать обоснование такого решения. Но - нет. Не услышал. И вопросы от присутствующих в зале, кстати, запланированы не были. Так что оба главных выступающих, фактически, доложили о том, что в образовании республики всё хорошо, успехи наши почти космического масштаба и бла-бла-бла… Проклятье! Как же так??? Что, дети стали считать без калькуляторов? Что, дети в ДНР начали читать книги и в библиотеках очередь из желающих записаться? Я, конечно, не владею полной информацией обо всех школьниках во всех щколах ДНР. Но из того, с чем я лично сталкивался в последнее время, я могу сделать вывод, что ситуация просто катастрофически плохая. Просто катастрофически! Как можно на фоне такой реальности проводить эти парадные мероприятия? Есть ли стыд у этих людей, которые морочат голову родителям, которые гробят детей и получают зарплату в нищем государстве за то, что делают своё дело отвратительно плохо.
Кстати, на этом мероприятии я ещё вот что окончательно понял. Знаете, что было раньше - в СССР, который давал «плохое» образование, которое сейчас активно реформируют и Россия, и Украина и ДНР. В СССР была программа по предмету. Например, по физике. В этом документе было расписано всё: что ученик должен знать, что ученик должен уметь, за что какая оценка ставится и прочие «полезные мелочи». Программа ставила перед учителем задачу - чего надо достичь и оговаривала некие общие нормы оценивания знаний. И всё. Как добиться результата - учитель решал сам. И потому в те годы в школах была масса учителей-новаторов, изобретавших свои методики, свои приёмы работы. Теперь система усложнилась. То есть, упростилась… Ну, сами решите что и как. Есть стандарт - в нём написано, что ученик должен знать и уметь. Есть программа. В ней тоже написано, что ученик должен знать и уметь. Но и это ещё не всё. Кроме этих документов есть ещё масса иных документов, в которых предписывается, КАК учитель должен работать, чтобы достичь требуемого результата. Вы думаете, эти документы пишут великие умы? Ага, глядите! В том же ДонРИДПО, написавшем кучу всяких бумаг есть люди, практически не имеющие опыта работы в школе. Но они пишут учителям, многие из которых с огромным опытом работы, указания - как им работать. Понимаете теперь, отчего некоторые дети в старших классах всё ещё читают по слогам? Понимаете теперь, почему таких детей становится всё больше? А проблем в образовании в ДНР нет, откуда же им взяться, если столько бумажек уже написано!..
Понимаете теперь, какова цена всем этим триумфальным отчётам госпожи Симоновой и господина Чернышева?
ДНР,
образование