Сегодняшний зимний день в Предуральской степи подарил сотрудникам заповедника возможность увидеть удивительные тайны поведения животных.
Вечером, около шести часов инспектор Александр Толкунов заметил около кордона Сармат бегущую лису. Эти животные настолько обычны, что здесь на них почти не обращают внимания, но второй инспектор, Саша Солодовников, всё же поднялся и выглянул в окно. И сразу же воскликнул: «Смотрите, орёл!» Тут уже все сотрудники, кто был на кордоне, высыпали на улицу смотреть. На снежном заструге в лучах закатного солнца сидела огромная бурая птица и грозно взирала на лисицу. А та, задрав трубой распушённый хвост, кружила вокруг пернатого хищника и вроде бы даже пыталась броситься на него, но отступала. Орёл был невозмутим и только поворачивал голову с удлинёнными золотистым перьями на затылке в сторону рыжего агрессора. Наконец, ему надоела суета и взмахнув крыльями, орёл легко снялся с сугроба. В полёте стали видны белые полосы на крыльях и контрастный бело-бурый хвост. Да это же молодой беркут - самый крупный из наших орлов! И один из самых редких - занесен в Красную Книгу России. До сих пор он не встречался в Оренбургском заповеднике, ведь для его обитания нужны огромные нетронутые пространства. Может быть, именно неопытность молодого хищника не позволила ему дать достойный отпор наглой лисе.
Беркут отлетел недалеко, метров за 500, и сел на снег на возвышенности водораздела между двумя заповедными урочищами. Он не обратил никакого внимания на табун лошадей Пржевальского, которые, бросив тебенёвку, с удивлением воззрились на него. А лиса не унималась - галопом она промчалась мимо кордона в сторону орла. Вообще-то, лисицы входят в пищевой рацион беркутов, но здешние лисы об этом не знают, потому что никогда не встречались с этими хищниками. Вероятно, наша лиса вообразила, что ей привалило счастье в виде особо крупной куропатки и стремилась добыть столь желанный трофей. Однако, по мере приближения к беркуту, она стала что-то подозревать и уже не так спешила нападать. Сначала лиса пробежала вроде бы мимо, потом, задрав хвост трубой, бросилась к беркуту. Пригнув голову, тот приготовился отражать нападение. Решимость лисы явно слабела и бурный галоп перешёл в трусцу, а потом и в шаг. Она прохаживалась перед молчаливой птицей туда и сюда, не опуская воинственный хвост, но атаковать так и не решилась. Через несколько минут лиса совсем сникла и отвернувшись, затрусила прочь. Беркут опять замер как изваяние, а дикие лошади, внимательно наблюдавшие за происходящим, как по команде, повернули морды в сторону людей - мол, что это было?
Так косяк французского жеребца Авена отреагировал на противостояние двух хищников - мелкого пушистого зверя, страшного для мышей и сусликов, и крупного пернатого, способного добывать даже молодых волков. А вот лошади из нашего самого крупного на сегодняшний день табуна под предводительством венгра Макоса, повели себя иначе. В то же самое время, как французы невозмутимо созерцали встречу лисы и беркута, венгры, тебеневавшие километрах в пяти к востоку, тоже заметили одну лисицу. Первой не выдержала кобыла Пушистик - навострив уши, она поскакала к лисе. За ней бросились остальные лошади. Но на их пути встал заснеженный овраг. Упитанные лошади проваливались в глубокий снег, рывками продвигались вперёд, но догнать лису, легко бегущую по снежной корке, не смогли. Выбравшись на очередной холм, они с явным сожалением посмотрели вслед убегающему зверьку и занялись обычными своими лошадиными делами - кто-то стал на отдых, жеребята принялись покусывать друг друга в игре, а остальные продолжили тебеневать в сгущающихся сумерках.
Беркут Aquila chrysaetos
Признак молодой птицы - характерные белые "сигнальные" пятна на крыльях
и белый хвост с широкой чёрной окантовкой
Беркут приземлился около лошадей Пржевальского
Лиса мчится к "добыче"...
...но благоразумно решает оценить обстановку...
...поднимает флаг и....
...в атаку!
Хм, что-то тут нечисто, почему эта курица на меня так злобно смотрит?!
И с этого ракурса она тоже не выглядит дружелюбной...
И вообще, зелен виноград...
...лучше займусь мышами
Табун Авена присуждает победу по очкам молодому беркуту