Сейчас, когда идет
активная кампания по спасению Музея ВВС в Монино под Москвой,этот пост мне кажется особенно важным. Я хочу рассказать вам о
Музее авиации в Обершлайсхайме, в пригороде Мюнхена, и сравнить его с нашим замечательным, но, увы, запущенным музеем, который при должном внимании, отношении и финансировании был бы не только не хуже, но и во много-много раз лучше немецкого собрата, ведь мюнхенский музей - хороший, интересный, но в большей степени, то положительное впечатление, которое он производит, создано благодаря достаточному финансированию, позволяющему должным образом ухаживать за экспонатами и устанавливать такие «развлекушки» для посетителей, как авиасимулятор.
Зал-ангар в Обершлайсхайме
В Монино я была уже почти год назад, 12 апреля, но я до сих пор помню, как мы долго ехали, стояли в пробках, аккуратно пробирались по разрушенной дороге к музею, и то, какое потрясающее впечатление он нас произвел: вся история Военно-Воздушных сил России была перед нами - от самых первых опытов (например, летатлин), до таких гигантов как МИ-12 и Т-4, МИГ-25 и ТУ-144.
Чтобы не писать все заново, я скопирую сюда свою старую заметку о посещении музея:
«Вчера состоялась долгожданная поездка в Музей Военно-Воздушных сил, расположенный в 40 км от Москвы, но за Балашихой, что предполагает неизбежное попадание в пробку.
С севера Москвы на дорогу ушло 1,5 часа, по пути мы встретили большое количество сотрудников ДПС, также они стоят на «Монинском повороте» - месте, где надо делать разворот к музею.
К самому музею дорога плохая, вся в ямах и выбоинах, но такая она недолго, поэтому не особо страшно.
В 10 утра в музее уже было много народа, стоянка была заполнена на половину.
Билеты - 150 рублей с человека, а экскурсия на двоих получалась дорогая и мы не стали ее брать. Также в музее есть сувенирный магазин.
Монино - одно из мест, где рождалась отечественная авиация - здесь был аэродром, а также Академия, но в 1958 было решено устроить музей. Об истории музея и о том, как он выглядел до реконструкции можно узнать на сайте. Разница колоссальная.
Музей можно условно разделить на четыре раздела:
1) Исторический.
Небольшой зал, в котором подробно рассказывается об ученых, которые много сделали для отечественного воздухоплавания и авиации, о первых летчиках, ассах, академиях, вкладе летчиков в дело Победы во время различных воин. Здесь вы узнаете о петле Нестерова, о первом штопоре, о том, кто такие асы авиации, о дирижаблях, Добролете, займах авиахима и многом другом. Экспонаты удивляют - летатлин - аппарат, приводимый в движение мышечной силой человека, он похож на птицу, на крылья; первые моторы - такие большие и такие маломощные, вблизи увидите "этажерку" (не помню название) и еще один самолет и много-много моделей, подвешенных к потолку и словно бороздящих музейное пространство.
2) Ангар 1. Самолеты ВОВ.
Теплый ангар с самолетами. Подойти можно совсем близко. Здесь и бомбардировщики и самолеты для женских батальонов. За ними на высоких стенах масштабные полотна со сценами войны. У каждого самолета подробная информация о нем самом и о самых важных операциях Великой Войны.
3) Летное поле.
Это супер! Других слов просто нет! Несмотря на пронизывающий ветер, так и пытающийся оторвать вас от земли (одевайтесь тепло), впечатления потрясающие! Первый экспонат, который вы видите - самый большой вертолет МИ-12! Он действительно огромный, его лопасти качаются от ветра, даже немного страшно. Но он - живой! Если рассматривать самолеты и вертолеты, то они зооморфны - напоминают огромных насекомых, у каждого из них свой характер, свое выражение лица. Я не удивлюсь, если они ночью оживают!=)))
А Сухой Т-4? Какая странная конструкция, он словно нагнулся, чтобы поприветствовать вас! Здесь и вертолеты, и истребители, и бомбардировщики... И даже первый сверхзвуковой пассажирский самолет, предвестник Конкордов, звезда "Мимино"! Сейчас он на реставрации, на его покраску нужно от 1,5 до 3млн рублей, которых у музея нет. Я бы полетала на нем... На летном поле классно! А если еще одним ухом подслушать чужую экскурсию... Столько всего интересного! Есть даже истребитель-гастроном МИГ-25, он же Хитрый лис, летающий на 250 литрах «массандры» - водно-спиртовой смеси, а также 50 литрах чистого спирта, готового к употреблению, и способный выдавать максимальную скорость в 3400км/ч на высоте 37,5 км.
4)Ангар-2
В этот ангар без трепета на войдешь - на ветру он колышется и шатается, того и гляди - сложится, как карточный домик. Но зато внутри такие аппараты!!! Даже настоящий Илья Муромец собственной персоной! Можно рассмотреть вблизи, а еще аэростаты, экспериментальный аппараты, в том числе и вертикального взлета, самолеты, поставляемые нашей стране американцами по Лендлизу...
Музей классный! После его посещения такая гордость за нашу страну, за ученых! Выходишь на подъеме! И приятно, что приезжают семьями, папы с мальчиками, мальчики живо интересуются самолетами, что-то восторженно рассказывают друг другу. Пока мы были, приехали две детские группы из военно-исторического общества и бодрым шагом прошли к самолетам.
Жалко только, что денег у музея немного, так бы они еще все покрасили и почистили и еще самолетов поставили...
Напротив входа на летное поле продавали шашлыки и горячую кукурузу. 100 гр вкусного свиного шашлыка - 150р. Так что еще и шашлычный сезон открыли=)
Музей обязательный к посещению!
Приятного путешествия!»
Да, все так и было, и я и сейчас с уверенностью могу сказать, что Монино - один из лучших наших музеев и был бы еще лучше, если бы ему дали денег.
Но вернемся к Музею авиации в Мюнхене.
Музей находится в Обершлайсхайме, это первая остановка зеленой транспортной зоны, то есть стоимость билета несколько увеличивается, поэтому я советую заранее продумать ваш маршрут, просчитать разные варианты на сайте MVV. Быть может, вам будет выгоднее проехать штрайфенами, а может, купить билет на целый день. У нас же были проездные на месяц с 1 по 3 кольцо (белая внутренняя зона), поэтому мы доехали до станции S-Bahn Fasanerie и каждый пробил по 1 полоске на штрайфенкарте.
Нам было ехать всего две остановки, поэтому мы не успели заскучать.
Когда выходите из поезда, то вам надо спустится направо по ходу движения. На улице вы увидите указатель. Идите все время прямо и через 15 минут вы окажетесь у музея. Ваш путь будет пролегать по тихой улице, мимо частных домиков, ратуши и дворцово-паркового ансамбля Обершлайсхайм. При переходе дороги будьте внимательны - водители достаточно лихие.
Музей открыт совсем недавно, поэтому здание музея новое.
Первое, что вас встретит в музее - касса. У нас уже был куплен единый билет на все три музея (
Немецкий музей и
Транспортный центр Немецкого музея), поэтому мы ничего покупать не стали.
Справа - небольшое кафе с кофе и музейный магазин. Слева - зона отдыха со столами, стульями и кофейным автоматом. Здесь можно перекусить, отдохнуть. У нас с собой были конфеты, термос с чаем, салат, бутерброды. Все это нам очень пригодилось. После осмотра трех залов мы сделали перерыв, а затем продолжили осмотр. Также рядом ящичный гардероб, но кроме маленьких ящиков есть большие, в человеческий рост, куда можно поставить сумки и повесить пальто. У нас же, насколько я помню нет ни гардероба, ни зон отдыха, да и туалет выглядит не самым презентабельным образом - но это все быстро устраняемые мелочи.
Мы пришли в музей в 9-45 (и ушли в 16-45) и были первыми. Посетители стали появляться в музее часам к 11 и их было намного меньше, чем в Монино. Это первое большое отличие. Не все из них даже доходили до конца музея.
Второе, и самое существенное отличие состоит в том, что немецкий музей полностью крытый, все экспонаты находятся в помещении, поэтому не испытывают на себе воздействие окружающей среды, поэтому они в отличном состоянии (плюс финансирование, конечно). Зайдя один раз в музей, вам больше не придется выходить на улицу, ведь за пределами музея - летное поле, которое действует: если внимательно смотреть в окна, то можно увидеть множество небольших самолетов, которые парят в воздухе, взлетают и садятся (у нас тоже когда-то была взлетная полоса, самолеты сами прилетали в музей, но теперь все застроено дачами, законно ли?..)
В музее шесть залов.
Первый зал был посвящен Отто Лилиенталю. Это была временная выставка, поэтому она была вся на немецком языке, ни слова по-английски, а по-русски были только ксерокопии российских заметок о пионере воздухоплавания (надо сказать, что с переводом на английский у музея не все хорошо - часть этикеток переведена, часть нет, но персонал свободно владеет языком). Если вы хотя бы немножечко понимаете по-немецки, то тексты вы поймете, они написаны простым языком. Если же нет - увы, останется только посмотреть фотографии и любопытный 15-минутный фильм об изобретателе и планере (немного поискав, я нашла этот
видео сюжет на русском языке).
Второй зал я бы назвала сборной солянкой. Здесь можно встретить такие модели, как Vampyr (1921/22, известный тем, что это был первый планер, который мог парить несколько часов подряд);
Fokker D VII 1918 года выпуска (до 11.11.1918 было построено 760 самолетов, которые пользовались большим уважение у противника, благодаря своим летным характеристикам; принадлежит Немецкому музею с 1948 года);
DOWA 81 (1981, именно на этом самолете, таком неказистом с виду, семья из пяти человек собиралась незаконно пересечь границу между двумя Германиями, но не успела - за день до полета все члены семьи были арестованы и отправлены в тюрьму);
DDMH 22 - еще один любопытный экземпляр 1999 года постройки: этот самолет был собственноручно сконструирован и построен Гербертом Мюллером (род. в 1928 г.). Работа продолжалась 22 года. Первый полет длился 1,5 часа и состоялся 23.09.2000. Этот же полет был и последним - жена летчика (он обладал лицензией пилота уже с 1960 года) запретила продолжать полеты, сочтя это небезопасным.
Данный зал также оснащен балконом, по которому можно пройтись и посмотреть на самолеты сверху, а на некоторые «нос к носу». Очень много небольших моделек, самолетов со складными частями и бортов малой авиации (например, Lancair 4).
В этом же зале нас ждало и первое развлечение - в 11 (и 14 часов) был запуск управляемого цеппелина (расписание всех развлекательных мероприятий на день вашего посещения можно посмотреть при входе в музей, за кассой). Очень здорово, скажу я вам!
Очень жаль, что в нашем музее такого нет…
Третий зал - исторический. По сравнению с нашей исторической частью, этот зал просто малюсенький, его можно обойти минут за 5-7, не больше.
Рядом показывают 15-минутный фильм про развитие немецкой авиации за последние 100 лет, тоже на немецком.
Следующий, четвертый зал, посвящен истории аэродрома в Обершлайсхайме (данная часть полностью переведена на английский). Экспонатов немного (образцы формы, макеты, на втором этаже приборы для передачи информации (Морзе и тп)), гораздо больше текстовых материалов. Что интересно, во время Второй мировой войны на аэродроме работало много пленных из Советского союза, здесь был создан специальный концлагерь. После войны аэродром заняли американцы, а к тому моменту, когда было решено создать музей, аэродром находился в весьма плачевном состоянии, многое пришлось восстанавливать практически из руин, но сейчас здание в отличной форме.
Не пропустите комнату, где установлены приборы для получения метеосводок.
На этом историческое здание заканчивается, и начинаются современные ангары. Тут меня мучает вопрос (уже не в первом музее, а значит не в первый раз) - почему переход должен быть стеклянным, со щелями из которых дует ветер?! Ну почему не сделать нормальный человеческий теплый переход?! Извините, отвлеклась.
И так. Выбирайте путь вверх по лестнице - эта дорога приведет вас в реставрационный, пятый по счету зал. Да, у нас такого нет. В Монино самолеты, которые требуют реставрации и ремонта стоят на улице, а рядом с ними ящики для пожертвований. Это еще одно очень грустное отличие, которое отправляется в раздел «недостаток финансирования». Во время нашего посещения в реставрационном зале стояло всего два самолета и один пулемет. Сухо, тепло, светло, есть что и чем реставрировать. Осмотреть зал можно только сверху, ближе не подпускают.
И вот, наконец-то, вы попадаете в последний, самый большой и, пожалуй, самый интересный зал-ангар со стеклянными стенами, где множество самолетов и вертолетов разных годов и из разных стран стоят бок о бок друг с другом. И это не просто красивое выражение - ангар мал для такого количества экспонатов, поэтому объекты стоят очень близко, иногда с первого взгляда трудно определить, где заканчивается один самолет и начинается другой, но практически каждый из них можно обойти со всех сторон (если, конечно, он не подвешен к потолку), в некоторые можно залезть, а в другие заглянуть.
Надо понимать, что после Второй Мировой войны у Германии практически не было собственных разработок, в основном это были совместные работы (одна из таких работ теперь не может летать по ночам (Panavia Tornado)) или закупки иностранных моделей, поэтому не стоит ожидать здесь изобилия военных немецких самолетов. Безусловно, они есть: из образцов Второй Мировой войны можно выделить Henkel He 111 H-16 (но выставочный образец был построен в 1950 году в Испании); Messerschmitt Me 262 A (1944) и Messerschmitt Me 109 E (1938), есть и современные самолеты (к примеру, Eurofighter EF-2000 DA), но такого разнообразия именно военных образцов, как у нас здесь вы не найдете. С другой стороны, музей и не позиционирует себя как музей военной авиации.
На переднем плане в воздухе Schulgleiter SG 38 (самый популярный тренировочный планер во время войны); на заднем плане в воздухе Douglas DC-3; на переднем плане на земле Henkel He 111 H-16; на среднем плане на земле Messerschmitt Me 262 A; на заднем плане на земле АН-2.
На экспозиции можно встретить наши самолеты: Миг-15, Миг-21, Aн-2, в первом зале стоит Як-50.
Из необычных и впечатляющих экспонатов можно отметить такого неповоротливого гиганта с вертикальным взлетом как Dornier Do 31 E-3 (1967 год; в музее можно посмотреть весьма увлекательный фильм про его строительство и испытания), а также его гигантского собрат по цеху Dornier Do 24 T-3 (1944 год), «летающую лодку», которая использовалась во время Второй Мировой войны немецкими войсками даже в шторма, когда волна достигала одного метра; заслуживает внимания американский Douglas DC-3, классика авиации (на сайте музея есть подробный каталог всех экспонатов музея с фотографиями, краткой справкой и техническими характеристиками).
Dornier Do 24 T-3
Под потолком парят планеры и воздушные змеи, среди которых летучий корабль, построенный в 1992 году в честь 500 лет со дня открытия Америки. Есть и моторы, и выставка кресел из истребителей и даже космическая ракета в разобранном виде.
Летучий корабль
Если же вы притомились, то можно отдохнуть в самолетных креслах или посмотреть один из познавательных фильмов.
Именно в этом зале расположены множественные развлечения для посетителей: можно крутить педали, тем самым раскручивая себя как на карусели по кругу, а перед вами начнет работать пропеллер: опыт признан показать, что для того, чтобы создать небольшое движение нужно немалое усилие; можно забраться в кабину истребителя (мы думаем, что это Аэриталия G. 91, первый боевой самолет, закупленный Бундесвером Германии после 1954 года) и все там подробно изучить; детки могут почувствовать себя пилотами в детском самолете; в определенное время работает «летающий цирк» - в центре арены стоит шест под напряжением, к нему на проволочке прикрепляют один или два летающих объекта, а затем они начинают летать по кругу (разумеется есть пульт управления), среди «артистов цирка» простые самолеты, самолеты из банок, а также Балу из «Чудеса на виражах», пчелка Майа и многие другие; взрослым особенно понравится авиасимулятор - приходите минут за 15 до начала его работы, вставайте к ограждению и только тогда вы будете первыми (а очередь может достигать до 20 человек). Полет длится минут 10-15, вы будете вторым пилотом. Сначала пройдете инструктаж, а затем сделаете круг над Мюнхеном. Как я уже писала, персонал говорит по-английски, поэтому проблем с взаимопониманием возникнуть не должно.
Вышли мы из музея почти перед самым его закрытием, напоследок заглянув в магазин. В магазине продается множество сувениров, магнитов и моделей.
Музей стоящий, все экспонаты поддерживаются в отличном состоянии, периодические развлечения не дают заскучать посетителям, зоны отдыха позволяют немного расслабиться, а затем продолжить осмотр музея с новыми силами. На мой взгляд не хватает места, а также перевода всех сопроводительных текстов на английский язык и субтитров к фильмам. Еще один минус - неудобное расположение этикеток - не всегда понятно, о чем идет речь и где искать то, о чем читаешь - напротив, сбоку или наверху. Посетителей объективно мало, хотя посмотреть есть на что, однако Музей авиации в Обершлайсхайме не вызывает какого-то бурного восторга, восхищения технической мыслью и уж тем более гордости, но последнее вполне понятно.
Наш Миг-25
Наш Музей Военно-воздушных сил в Монино обладает гораздо более обширной экспозицией, количество экспонатов выше как в количественном, так и в качественном (имеется ввиду не физическое состояние, а уникальность, ведь у нас есть такие потрясающие экспонаты! Один "Илья Муромец" чего стоит!) отношении, но пока на его содержание, поддержание и развитие не будет выделяться достаточно средств, он никогда не сможет сравниться с Музеем авиации в Обершлайсхайме, что является весьма прискорбным фактов, ибо при должном отношении и финансировании наш музей мог бы снискать известность во всем мире, постоянно пополняться новыми экспонатами, вызывать гордость за свою страну у ее граждан и восторг у иностранных туристов. Остается только надеяться, что, хотя бы музей оставят в покое, и борта не будут подлежать распилу и утилизации.
Не оставайтесь в стороне,
подписывайте петицию!
Статьи по теме:
1.
«Разобрать эти самолеты - значит уничтожить»2. Горячие обсуждения на сайте яплакалЪ -
Музей ВВС в Монино собираются закрыть и
Передислокация монинского музея ВВС станет для него фатальной.
3.
Музей ВВС в Монино под угрозой закрытия! 4. Сайт музея в Монино
№1 и
№2.
Если полазать по интернету, то можно найти еще множество статей, обсуждений и репортажей.
Также могу порекомендовать несколько фильмов об авиации:
1.
История Немецкой военной авиации 1914-19452. Цикл передач
"Крылья России" и авиация мира Всем приятных музейных открытий!