Хочу поделиться своими чудесными впечатлениями от спектакля
«Пер Гюнт», который исполнял театр
SeTa (Seniorentheater in der Altstadt SeTa e.V.) на сцене
FFT (Das Forum Freies Theater).
На спектакль я попала, можно сказать, совершенно случайно - один из купонов в нашей книге для вновь прибывших предлагал бесплатную возможность посетить один из спектаклей в FFT. Так как театральный сезон скоро закончится, а я только-только спохватилась о реализации билетов, то выбирать особо не приходилось, да еще и сайт театра сломался, поэтому пришлось искать информацию на Facebook.
Посмотрев предложения, я решила, что выберу что-то классическое, а точнее «Пер Гюнта» Генрика Ибсена. Мне очень понравилось, что выкупать билет было не обязательно сразу - достаточно было отправить письмо на адрес
tickets@fft-duesseldorf.de с просьбой зарезервировать билет на такую-то дату на такой-то спектакль на такую-то фамилию. И на Facebook отвечают практически мгновенно.
Я решила, что воспользуюсь своим свободным положением и пойду на спектакль днем - 5 апреля в 15 часов. Обратите внимание, что у театра не одна сцена, придите именно туда, где идет спектакль (сцена указана в описании). Мой спектакль игрался на сцене FFT Juta, что на Kasernenstrasse 6, в самом центре. Касса начинала работать за час (то есть с 14), а билеты надо было выкупить до 14-30.
Я пришла в 14, показала свой купон и получила билет. Оказалось, что выбор места - свободный, что даже еще и лучше.
Театр расположен в здании с множеством учреждений, находится на немецком втором этаже (по-нашему третий). Мимо не пройдете - вам подскажет правильное направления аббревиатура театра “FFT”.
Этаж можно условно разделить на две половины - женский туалет и много-много столиков и стульев, где можно посидеть и поболтать, а вторая половина - кафе при театре и большой стол и скамейки. Очень уютно, можно посидеть, поговорить, почитать. На этой же части расположен мужской туалет и гардероб: просто вешалки. Одеваться можно демократично.
Не смотря на то, что пришла я рано, мне было чем заняться - я перечитывала «Пера Гюнта», потому что оказалось, что со студенческих времен я довольно смутно, лишь в общих чертах, помню содержание. Со времен ВУЗа прошло немало времени, тем интереснее мне было читать произведение - внимание заострялось уже совсем на других вещах, совсем другие фразы и повороты сюжета, мысли и идеи заставляли задуматься. Тем и хороша классика. И я ни капельки не жалею, что перечитала: во-первых получила удовольствие, во-вторых мне было понятнее и приятнее смотреть спектакль, ведь все-таки какой-никакой языковой барьер еще есть, а прочитав только что, мне было смотреть гораздо понятнее.
Смысл расшифровки аббревиатуры “SeTA” до меня стал доходить только тогда, когда стали подтягиваться зрители - люди зрелого возраста. И тут меня осенило! Что “SeTA” - это театр людей третьего возраста! Вот такой я тугодум порой.
Буквально за несколько минут до начала нас запустили. Небольшой камерный зал. Мне досталось чудесное место на третьем ряду прямо по середине. Видно было изумительно!
На сцене стояло несколько белых холстов, наверное, штук семь, на колесиках. Они стояли бок о бок к другу. Погас свет, и на этих холстах-дверях-ширмах проектор показал нам изображение сидящего короля и играющего на арфе юноши.
Стали выходить пожилые мужчины (вот не поворачивается у меня назвать этих людей, актеров, пенсионерами!) и стали кивать друг другу. А потом каждый взял себе по ширме и стал с ней кружиться и передвигаться по сцене. Тут я грешным делом подумала: «Ну что за очередная белиберда?! Ну можно же было поставить нормально!», но потом я взяла эти слова, прозвучавшие в голове, назад, потому что мне понравилось настолько, что в конце я даже всплакнула, и это при том, что слушала на чужом, не родном мне языке!
Я не буду пересказывать сюжет или описывать каждую сцену, я напишу о впечатлении, а оно глубокое, и мне очень хочется его высказать.
Постановка - слегка обновлен текст, но буквально крохи; минималистична по своим декорациям: ширмы, какие-то детали вроде лежанки или бокалов, доски, но все понятно, все ясно, все очень живо представляется благодаря игре. А она была на высоте! Намного, в 1000 раз лучше, чем в опере. Мне было настолько интересно смотреть, наблюдать за игрой, за мимикой, за взглядами актеров, что время пролетело незаметно. Было видно, что люди получают огромное удовольствие от того, что они на сцене, что они - играют, а на них смотрят, на их спектакль пришли. Не было ни пошлости, ни низости, ни фальши - все естественно, живо.
То, что играли актеры пожилые ничуть не портило пьесы, даже напротив - некоторые сцены стали трогательнее, а некоторые - смешнее. И больше смысла, что ли…
Мне очень понравилось, как с юмором были обыграны некоторые сцены, например, в пьесе есть момент, когда Пер встречает трех пастушек и уходит с ними понятно куда и зачем. Момент этот не был пропущен, но обыгран с тактом и юмором. Представьте, что Пера играет очень бодрый, высокий и энергичный пожилой мужчина, а на сцену выходят в пышных ярких юбках-пачках три веселые, озорные, кокетливые пожилые дамы (но в душе 100% 18-летние девушки) и задорно так с Пером заигрывают, а затем по одной уходят за ширму, там раздаются подобающие звуки, а «движение» показано высунутыми из-за ширмы ногами манекена. Выпрыгивает (я вам клянусь) первая молодка, и так озорно и хитро показывает «класс!». Второй уже не так повезло, ну а третьей… И вроде, как и сцену не обошли, но и никакой пошлости, никаких голых тел, никаких непристойностей. Все взрослые люди, все и так все поняли, зачем акцентировать и показывать наглядно? Напротив, с юмором, задором, зал посмеялся, улыбнулся…
Сцена у Троллей запомнилась также - минимум элементов, лишь костюмы-платья и шашлык из съедобных глаз, но все было сыграно с таким чувством, что пышные декорации лишь испортили бы впечатление. Игра актеров была замечательной!
Мне понравилось и то, что Пера в каждом смысловом отрезке играл разный актер. И ведь правда - в каждом из нас есть Пер Гюнт. И к тому же, актеры были подобраны очень здорово - где-то более солидный, где-то более задорный, а в конце - совсем старенький, с палочкой.
Понравилось и использование проектора: вставка видео-сюжетов для более полного раскрытия сцены или переживаний героя. Были и небольшие музыкальные вставки, что-то из космической музыки или музыки для медитаций.
Запомнился образ Сольвейг - нежный, кроткий, добрый, очень трогательный. Выбор актрисы сыграл не последнюю роль в сильной финальной сцене, когда Пер засыпает на ее плече. Очень трогательно, и вот тут я всплакнула.
Мне спектакль очень понравился, такие молодцы, слов нет! И так отрадно видеть, что пожилые люди заняты, в кругу единомышленников, несмотря на возраст и недуги играют, радуются сами и радуют зрителей. Молодцы!
От всей души советую посетить этот спектакль, если у вас когда-нибудь будет такая возможность. Фотографировать было нельзя, но
вот тут есть несколько фото.
А вы когда-нибудь были на спектаклях, где играли только умудренные жизнью актеры?