В воскресенье мы ходили на оперу Рихарда Вагнера «Валькирия», вторую оперу в тетралогии «Кольцо Нибелунга». Это была моя мечта…
… посетить цикл опер Вагнера в Германии, еще в Мюнхене я лелеяла это мое желание. Но там их не давали. Поэтому, когда я узнала, что на берегах Рейна дают все четыре оперы, то я загорелась страстным желанием их посетить. Пускай не все, но хотя бы одну. К тому же у нас был купон на скидку в 50%. Билеты я покупала еще 16 ноября, а пошли мы только 11 марта. Со скидкой два билета нам обошлись с 60 евро (значит без скидки это было бы уже 120 евро).
У нас были места 2 Rang, Rechts, 1 Reihe 136 и 137 - то есть второй ярус, правая сторона, первый ряд. Места хорошие, видно прекрасно, прекрасно слышно, но есть одно но - если удобно устроиться в кресле (не стрункой вытянуться и не на краешке сидеть), то обзор закрывает поручень, который идет по стенке яруса. Если бы поручня не было, то места были бы идеальны. Поэтому можно смело брать 2 и 3 ряд - я посидела несколько минут на них в антракте - видно тоже очень достойно, и поручень не мешает. На первом же ряду я сидела на краешке кресла, оперевшись на парапет, чтобы видеть всю сцену.
Немного о самом здании.
Ехать в оперу удобно - она находится в 2 минутах ходьбы от станции U-bahn Heinrich-Heine-Allee, рядом со старым городом.
Есть гардероб, бесплатный, что приятно. Несколько буфетов, полных народу (очереди, как за дефицитом), а также оказалось, что за 30 минут до представления проводится небольшая экскурсия, но мы о ней не знали, поэтому на нее и не попали.
Есть места для курения, кресла, скамейки - все сделано удобно. Само здание новое, поэтому довольно скромное, но приятное. Сам зал небольшой.
Стоит ли одеваться в оперу? Я, как всегда, скажу, что да, ведь это же праздник, особое событие, поэтому быть особенно красивым приятно для самих себя. Но скажу честно - в длинных платьях не было никого, кроме меня. В основном черные костюмы, брюки, но была одна очень красивая женщина в платье и в меховой накидке. Мужчины многие были в джинсах, пиджаках, но лишь одного мы видели в бабочке. Одним словом - одеты были по-разному, были даже в пуховиках и с подворотами на штанах. Но я все-таки посоветую подумать о том, чтобы хотя бы какая-то деталь была нарядной. Черные брюки и блузка - вот во что было одето 90% присутствующих женщин.
Оперы я ждала с нетерпением. Я заранее прочитала
либретто, поэтому с трепетом жала представления, чтобы не только услышать, но и увидеть полет Валькирий. Мое воображение рисовало мне волшебную хижину Хундинга с ясенем по среди, меч-кладенец, воткнутый в него, Валькирий в воинственных нарядах, в шлемах с крыльями, красавицу Зиглинду, воинствующего и внушающего страх Вотана… Одним словом - сказку в сопровождении музыки.
И как же меня разочаровало то, что я увидела.
Какие-то унылые, серые декорации, полное отсутствие костюмов, вместо дерева - какой-то столб с воткнутым туда заржавевшим мечом. А где же сказка?! Где же эпос, где же миф?! Когда
мы были в Линдерхофе (одном из владений Людвига Второго), то посещали там хижину Хундинга. У меня не осталось фотографий, но я нашла пару ссылок с фото (
1,
2), но и просто можно найти фото в интернете. До чего там было здорово, необычно, полное погружение в мир оперы Вагнера, а тут? Какой-то стол, какой-то стул, огонь, люди в несимпатичных костюмах. Какой-то бункер, а не хижина. И никакого действия.
Я очень порадовалась, что мы прочитали либретто заранее и нам было абсолютно понятно, о чем поют, потому что понять без подготовки нам было бы сложно - много незнакомых слов, да еще и поэтическая форма. Сориентироваться также помогали титры над сценой.
После первого действия наши соседи ушли.
Конец первого действия. Слева на право: Зигмунд, Зиглинда, Хундинг.
Во втором действии появился Вотан и Валькирии. Вы меня, конечно, извините, но Вотан в поношенном костюме офицера Первой мировой войны (это мое личное восприятие, на точность определения не претендую), какой-то жалкий, щупленький, совсем не божественный, а Валькирия - толстая тетка, с непрокрашенными корнями, больше похожая на хабалку с рынка… И никаких тебе гор, никаких ущелий, никаких щитов и мечей, никаких коней (я уверена, что в Михайловском театре бы привели коня и сделали все как подобается), а опять тот же стол, те же стулья. И такое уныние.
Невозможно смотреть постановку, когда только сидишь и думаешь: «Так, Вотан рассказал о своих думах, надо дождаться, когда Зигмунд и Хундингунг умрут, и наконец-то закончится второе действие». Мы сдались, мы не выдержали и ушли после второго действия. Не возможно так издеваться над собой. К тому же моя мечта была все равно уже разрушена…
И как же тяжело слушается немецкий... Создается впечатления, что он совсем не предназначен для пения, во всяком случае оперного.
Конец второго действия. Слева на право: Хундинг, Зиглинда, Зигмунд, Брунгильда, Фрикка, Вотан.
Чтобы как-то сгладить впечатление, муж предложил пойти в
Byzantio и купить пирожных, что и было сделано. Как и в прошлый раз чудные сладости, но на сей раз мы взяли с собой (4 пирожных - 10 евро, каждое по 2,50), а вернуться домой решили через вокзал, на трамвае. Но вот незадача -
на вокзале бастовали курды, поэтому трамваи не ходили, и единственным способом добраться домой было вернуться обратно к опере и там уже ждать метро (потому что прямое метро до нашего дома с вокзала тоже почему-то ехать не хотело).
Если честно, жутковатое чувство, когда вечером, почти в 21 час, ты идешь к вокзалу, где и так-то всегда неспокойно и неухоженно, на каблуках, в платье, при прическе, несешь коробку пирожных, а твой путь пролегает рядом с протестующими, которые что-то кричат непонятное, показывают жуткие фотографии окровавленных жертв, и вокруг все совсем молоденькие девочки. Какое-то подспудное чувство вины и страха возникает мгновенно.
Когда мы ехали обратно, то застряли в туннеле и минут 5 стояли в нем, а потом еще оказалось, что нашего метро ждать 15 минут… Так что ночью по Дюссельдорфу особенно не погуляешь - с транспортом беда.
Уже когда мы пришли домой, я стала читать статьи о Вагнере, и нашла вот такое любопытное мнение: «
Я считаю «Кольцо нибелунга» первым постмодернистским произведением искусства. Именно этот постмодернизм толкает многих режиссеров к свободной интерпретации Вагнера. Это глубоко отлично от тевтонского обаяния, или, хуже, от обаяния прото-нацистского». А я ждала именно тевтонского обаяния, я хотела видеть на сцене красивую сказку, поражающий, цепляющий миф, будоражущий в сердах любовь к Германии. Эта музыка, этот полет Валькирий, дев в шлемах с крыльями… Герой, обожающий свою сестру-жену; могущественный, но одновременно беспомощный Вотан… А увидела постмодернистскую интерпретацию с минимумом всего. Я не хочу таких постановок, они далеки от меня.
Но вот еще мысль: а может быть именно нельзя сейчас ставить такие цепляющие и красивые оперы Вагнера, именно по тому, что боятся, что Вотан из оперы разбудит Вотана в немцах? Всякие же идеи могут быть.
А мне жаль потраченных денег и времени, но зато я точно знаю, что «Кольцо Нибелунга» на Рейне я смотреть точно не буду.
PS Мне стало интересно, как выглядят другие постановки. Нашла
статью о мюнхенской постановке и о
постановке в Мариинском театре. Поняла, что немцы здесь ни при чем, это просто я не доросла до таких прочтений. Казалось бы, сейчас, в 21 веке, можно создать какие угодно декорации, костюмы, спецэффекты, летающих Валькирий запустить над залом, а ставят Бог знает что. В
Метрополитен Опера Валькириям хотя бы дали костюмы и головные уборы с крыльями...
Изображение взято
отсюда. Мне, пожалуйста, постановку в таком стиле.
PPS еще нашла жж
AM1975 , которая посещает очень много театральных постановок и
интересно о них пишет. Так что если соберетесь в наши края и решите посетить театр, то можете почитать у нее и решить, надо вам это или нет.
Всем приятных походов в театр!