Gesenkschmiede Hendrichs - музеефицированная фабрика ножниц

Feb 28, 2018 22:43


Хочу рассказать о посещенной нами на выходных музеефицированной фабрики ножниц - Gesenkschmiede Hendrichs, что расположена в Solingen. Следующий музей по нашей RuhrTop-Card.




Изначально мы планировали посетить музей, а затем поехать гулять в район Solingen Gräfrath, но в конце февраля к нам пришла холодная погода с пронизывающим ветром, поэтому несмотря на безоблачное небо и яркое солнце (из окна квартиры кажется, что на улице не менее +15), мы решили ограничиться посещением музея. И могу сказать, что правильно сделали - в музее мы провели времени гораздо больше, чем рассчитывали - мы пробыли в нем с 11-24 до 14-36.

Чтобы проложить маршрут, надо воспользоваться сайтами VRR или DB и конечной целью маршрута поставить Merscheider Straße 289 - 297 или Industriemuseum, Solingen.

У нас маршрут был следующий - в 10-15 мы сели на автобус 782 по направлению Solingen Hauptbahnhof (остановка открытая, спрятаться негде, поэтому приезжать особо заранее не стоит, но минут за 5 стоит появиться, потому что остановок много и надо найти нужную. Нужную найти можно не только по надписям на остановке (номер автобуса и направление), но чтобы сориентироваться быстро: на площади стоит памятник, остановка находится рядом с памятником, слева от него, если встать к чаше неработающего фонтана (на памятнике) лицом. Надеюсь понятно объяснила.) Мы за проезд не платили, потому что у нас Ticket2000. Если вам надо купить билет - то билет продает водитель.



Мы сели в автобус и приготовились ехать минут 40, не меньше. Автобусы комфортные, дорога хорошая, смотреть в окно интересно - то скоростная дорога, то еще не зазеленевшие леса, то жилая зона с разными домами. В целом ехать не утомительно.

Мы вышли на конечной остановке автобуса Solingen Hauptbahnhof. Это большая площадь, где есть вокзал, такси и много остановок общественного транспорта. Нам нужен был ő-bus 681 в направлении Hästen Solingen. На самом деле 681 - это троллейбус, поэтому заметить его легко. Когда наш автобус подъехал к остановке, то мы сразу заметили 681 троллейбус - он останавливается на этой же остановке, но с другой стороны (дорогу переходить не надо, с другой стороны этой же автобусной платформы, если можно так выразиться). На нем крупно написан номер. Также на остановках написано, какой транспорт останавливается, и куда он едет. Мы подошли к троллейбусу, показали проездной, сели и поехали. Ехать не долго, а вот идти - ощутимо, поэтому пешком бы я идти не хотела, особенно при плохой погоде.

Остановки высвечиваются на табло, а также объявляются. Если хотите выйти - нажмите заранее кнопку “Stop”, а непосредственно на остановке кнопку с изображением дверей - тогда они откроются.

Остановка находится прямо у фабрики-музея, так что никуда далеко идти не придется.







Заготовки ножниц - то, чем наполнен столб перед зданием

Условно музей можно разделить на три части: господская вилла, сама фабрика и садик.





Садик крошечный (но раньше был большой и красивый), в нем проложены дорожки, а на дорожках стоят таблички с информацией на немецком о былой роскоши и фотографиями. На что еще надо непременно обратить внимание - на маленькое строение красного кирпича под кодовым названием «туалет». В музеях туалета нет! Поэтому, если вам надо или не надо, то посетите сие заведение сейчас. Здесь же есть пеленальная комната. Туалет совершенно приличный, не стоит его опасаться. Почему нет туалетов в музее? Из-за вандализма. Да-да, я не шучу. На кассе висит огромное объявление, что из-за вандализма туалеты в музейных зданиях закрыли. Дикость конечно, но что поделаешь.



Раз уж я начала о практической части, то продолжу.

Я настоятельно советую взять с собой перекусить и попить, или продумать, куда вы пойдете утолять голод после осмотра музея, потому что кафе при музее нет. Точнее есть небольшое заведение при вилле, но, во-первых, судя по всему оно работает только в летний период, а во-вторых цены там весьма и весьма кусачие. Поэтому какой-то перекус лучше взять с собой.

Есть ли место, где его съесть? В теплую погоду на скамеечках в садике хорошо будет устроить пикник. Еще есть скамейка в гардеробе в музее, там тоже можно присесть.

Гардероб ящично-шкафочный. Приготовьте монетки в 1-2 евро. Можно спокойно повесить верхнюю одежду, а не комкать ее в ящик. Но на самой фабрике не жарко, поэтому одеваться особо красиво (в платье и на каблуках) не стоит - лучше удобно, тепло и практично. У нас сейчас температура ночью до -10, а днем где-то -3, так вот в двух свитерах и флисовой кофте было самое то. Да, отопление есть, но вы же понимаете, сколько стоит в Германии отопить такое огромное помещение, поэтому работают батареи не везде.

Также при музее есть большой сувенирный отдел, где сувениры от 30 центов (открытки) до бесконечности (просто самую большую сумму не скажу). Что продается: пилочка для сумки в чехольчике (1евро), всевозможные ножи разных ценовых категорий, ножницы (есть и очень красивые, например, с цапелькой или с петушком, чтобы есть вареные яйца (54 евро)), книги, брошюры, плакаты, губки металлические, губки в металлической оплетке, ручки, блокноты и много чего еще. Есть на что посмотреть и чем заинтересоваться.

Ну, а теперь к музею!

Начнем с фабрики. На ней мы пробыли с 11-24 до 14-04. Фабрику можно осмотреть самостоятельно, на полу есть желтые стрелки, указывающие направление пути. Также можно взять бесплатный аудиогид на немецком, немецком легком, английском, французском, нидерландском… На русском - нет, а жаль. Также, если обойти кассу справа, то на стенде можно увидеть большие синие книги (я их заметила уже тогда, когда мы закончили осмотр) - это путеводители в письменном виде. Мы взяли на английском, но надолго меня не хватило - мне было проще читать таблички на немецком в залах.

Что мне не понравилось - очень мало информации по истории самой фабрики. Может быть, ее было больше в аудиогиде (но я прослушала аудио 1, аудио 2, а затем стала слушать по номерам на табло в залах), немного по ее истории было в самом конце пути - на немецком, в части, где показана контора. А хотелось бы все-таки в начале, чтобы понять, с чего начиналась история фабрики и когда она закончилась, потому что меня все время в музее волновал вопрос - почему все в таком жутком состоянии? Неужели она была уже такой на момент консервации? Все такое старое, страшное, разломанное, как после войны. Почему осталось столько нереализованной (и уже ржавой сейчас) продукции? Неужели ее так быстро закрывали? Небольшое объяснение можно найти на стендах, посвященных истории фабрики в 1960-х годах: «В конце 1960-х у предприятия настал тот период, когда на развитие фабрики (как самого здания, так и машин, станков) требовались большие денежные вливания, но из-за дефицита капитала, а также из-за тяжелой болезни предпринимателя в третьем поколении Peter Wilhelm Hendrichs не было никакой возможности совершить подобное инвестирование. Коллектив рабочих и служащих предприятия неуклонно сокращался. Набор новых сотрудников также был приостановлен. Технические ноу-хау не вводились, так как не хватало специалистов. Постепенная деградация встречала препятствия только в виде личной (но довольно скудной) инициативы рабочих. К 1986 году работало только 8 человек». Опираясь на этот текст, становится немного понятно - отсутствие денег, всего 8 рабочих - конечно им было не задействовать всю фабрику, вот она и приходила в упадок. Но все-таки это все хочется увидеть в начале. На стенде ли, на видео, на интерактивном экране (таковые имеются), а не мучиться вопросами все посещение музея. Из небольшой справки на сайте (на сайте также есть несколько интересных видео о фабрике, показаны машины в действии) я поняла, что фабрика была основана в 1886 году и проработала ровно 100 лет - до 1986 года.

Раз уж я заговорила о годах, то хочу обратить внимание, что старинная вывеска с названием фабрики и годом ее основания находится на угловом фасаде. А я это прошляпила, и мы не увидели и не сфотографировали эту вывеску, поэтому свою фотографию показать не могу, только вот ссылка на чужую. Было так холодно, и я устала после музея, что мы не пошли обходить здание, а за углом, в другой стороне была эта вывеска. О ней я узнала только сейчас, когда стала писать статью… Обидно, но уже ничего не поделаешь.

В 12 часов показывали, как работала фабрика, как делали ножницы.



Из аудиогида мы узнали, что на фабрике сейчас в качестве музейных сотрудников работают бывшие сотрудники фабрики, поэтому люди знают то, о чем говорят, показывают профессионально, умело и это очень хорошо видно.


Стадии превращения металлической заготовки в ножницы

Сначала показывают, как режут заготовки, из которых будут делать ножницы. Это совсем небольшая металлическая палочка с узким концом. Покажи мне ее просто так, в отрыве от контекста, то я бы никогда не поверила, что из этого получится половинка ножниц. На режущем автомате сейчас стоит защита, потому что музей. А раньше ее не было, и эта железная штука отлетела и попала в грудь нашему экскурсоводу (замечательный и очень приветливый кстати дядечка) и оставила шрам (шрам не показывали, но мы поверили на слово).

Затем берут эту чушку и несут к прессу в 260 кг. Нагревают, и горячую, раскаленную под пресс. С диким грохотом он превращает ее в плоскую пластинку с очертаниями ножниц (в день каждому рабочему надо было сделать 2500 деталей).







После этого - режущий станок, который вырезает ножничную часть.





Затем надо вырезать кружочки в ручках под пальцы.

Если мы правильно поняли, то затачивали ножницы уже не здесь. Здесь делали именно заготовки.

Трудная, тяжелая, монотонная и опасная работа. Смотря на старые фабрики, трудно представить, как раньше работали люди. А мы еще сейчас жалуемся, печеньки, кофе, шарики и горки в Google. Да и сейчас на настоящих производствах не все идеально, поэтому мне лично обидно за рабочие специальности, когда их зп в разы меньше офисных работников. Это несправедливо. Да, кто-то работает руками, кто-то головой, но это не значит, что разница в зп должна быть столь катастрофичной. Но речь сейчас не о зп и справедливости, а о музее.

Интересно было узнать, что в 1930-е годы была организация, ратующая за человеческие условия труда на фабриках - за нормальные туалеты, души, раковины, переодевалки, комнаты отдыха. И эта организация добилась довольно больших успехов и имела сильное влияние на фабричные руководства. Поэтому и здесь можно увидеть такие комнаты. Сейчас души выглядят жутко и неприятно, но может быть тогда, когда их только сделали, они были приличнее?



Обратите внимание - два крана, чтобы набрать воду в миску и умываться, отдельное место под мыло. А потом эта миска с грязной водой переворачивается, и вода выливается.



С туалетами было сложнее. Было написано, что вначале было сделано все, чтобы посещение туалета было как можно более неприятным.



Также на первом этаже можно посетить склад ножниц - множество, множество ржавых изделий сейчас лежит на полках. А еще можно спуститься на склад в подвале - ножницы, ключи… Немного жутко, что свет погаснет, а вы останетесь в подвале среди старых заготовок.













Рядом со складом - контора. Как раз здесь висят плакаты на немецком по истории фабрики. Большой стол, прекрасный сейф. А еще можно проверить свою аккуратность - провести раскаленным контуром по сложному металлическому пути, не задев его. Заденете - воздух огласит жуткая сирена. У меня получилось!

На первом этаже фабрики показано также моторное отделение - огромные машины, сначала паровые, затем дизельные. Огромные размеры мотора поражают, но стоя у него не сразу понятно, как он приведет в действие фабрику. В аудиогиде говорилось, что это помещение было очень светлое, чистое, «с религиозной атмосферой», декором на стенах и большими окнами - все для того, чтобы любую поломку можно было быстро заметить.











Стоя рядом с мотором не понятно, как он потянет за собой все станки на фабрике, но вот на втором этаже есть макет, нажимая на кнопку которого как раз можно увидеть этот процесс - наглядно и ясно. Фабрика приходит в движение не сразу, спустя какое-то время.



В котельной


На котле

На первом этаже также есть залы с огромными точильными камнями - внимательным очень надо быть, чтобы не попасть под камень. Представлена и специальная обувь - огромные деревянные башмаки, предохраняющие ноги от повреждений.







А рядом - зал, посвященный бритвам. В станке по упаковке лезвий черт ногу сломит!





Женская бритва 1960-х

На небольшом втором этаже - различные макеты зданий, показано, как жили рабочие. В целом эти несколько небольших залов можно отнести к быту рабочих. После такого рабочего дня выпить кружечку холодного пива - заслуженная радость.

А на третьем этаже сейчас устроены мастерские, но работала только одна - оказывается, здесь можно заточить ножницы или нож. Знала бы - принесла кухонный нож на заточку! Всего 1 евро. Вот прейскурант.



Обстановка скромная, особенно поразила печка-буржуйка. Если вам не надо ничего точить - не печальтесь: фильм на экране расскажет и покажет вам, как шлифуют и затачивают изделия.





Это не единственные видеосюжеты в музее. На первом этаже в бывшей раздевалке можно присесть и посмотреть три фильма (не обязательно все три, можно выбрать, какой вы хотите). Мы смотрели про рабочее движение - хороший обстоятельный фильм.



Кроме самой фабричной постоянной экспозиции была на первом этаже и временная выставка, очень интересная и примечательная - молодые турецкие художники и мастера об индустриализации страны “Arbeitswelt und Industrialisierung Anatoliens”. К сожалению, фотографировать было нельзя, но я нашла каталог выставки с изображениями на сайте propertiebazar.com и еще один рассказ о выставке с фото. Выставка небольшая, но то искусство, которые было выставлено нам понравилось - интересные картины (например, Süleyman Karakul), фарфор, бытовые и очень жизненные фото. Да, оно современное, не классическое, но в нем чувствуется стиль и душа авторов. Очень хорошо передана атмосфера, ощущения. Оно не мерзкое и не противное. Да, в нем сюжеты довольно грустные, но жизненные, это не вывернутая на изнанку действительность. Я могу смело рекомендовать эту выставку, она достойна посещения.





















Этот нож - мировой рекордсмен. Его длина - 3,12 метров. Весит - 70 кг. Длина лезвия - 1,9 метров. Нож был изготовлен в 1989 году на Messerfabrik Franz Guede. Нож с легкостью справился с 70-кг хлебом и 51-кг Leberkaese.  А рядом с огромным ножом были представлены и микроскопические ножнички.











После того, как мы осмотрели фабрику и сдали аудиогиды (для виллы аудиогид только на немецком), мы попросили открыть нам виллу. Других желающих не было (хотя для такого места посетителей было довольно много - группа пенсионеров и человек 15 одиночек), поэтому музейный сотрудник специально для нас пошел открывать здание. И мы были в ней одни (провели 30 минут).







Вид на фабрику через окно виллы

Вилла - чудная! Как снаружи, так и внутри. Расписные потолки, чудесные витражи, красивая лестница, прекрасная мозаика. А еще есть туалет и ванна.



На ванне хочется остановиться по подробнее - все-таки не везде показывают это столь интимное место. Мне очень понравился слоган, который я здесь прочитала: “Sauberkeit,Ordnung, Pünktlichkeit!” - «Чистота, порядок, пунктуальность!». Ну просто прелесть! Была здесь и любопытная справка: «Обычно место для ежедневного умывания служила раковина в жилой комнате. Появлявшиеся в 1990-х ванные комнаты же носили на себе отпечаток фривольности и могли быть встречены разве что в дорогих отелях, в домах крупной буржуазии, в дворянских особняках или же в борделях. (странный разброс…) Свободно и с удовольствием купать обноженне тело считалось аморальным в советчиках того времени (наверное, имеется в виду газеты или справочники (Ratgeber)). Советы таких изданий по уходе за телом обычно делали акцент на том, что мыть надо то, что видно окружающим - то есть вполне можно ограничиться руками и лицом».





Экспозиция виллы рассказывает о жизни владельца фабрики и его семьи, можно включать аудиозаписи на немецком и слушать отрывки из их жизни. Можно читать тексты. Гостиная, мужская комната, предметы мебели, гербарий…





Прекрасное меню! И бульон, и куриный паштет, и карп с картофелем, и фрукты, и сыр...





Также представлен распорядок дня прислуги - все-таки домохозяйкой сейчас быть гораздо легче, чем прислуживающей девочкой тогда - и времени свободного больше, и вставать так рано не надо! Технический прогресс - великое дело! Можно спуститься в подвал и посмотреть, как хранились продукты. Как всегда, в подвале тепло, влажно и темно, и пахнет сыростью.









Часть экспозиции посвящена забастовкам с требованием права голосовать. Получив это право, немцы очень быстро им воспользовались и выбрали новый путь развития. Также можно узнать о занятиях и клубах фабрикантов и их семей.

После осмотра виллы мы просто захлопнули за собой дверь (как у себя дома!), вернулись в основное здание, оделись, поблагодарили за радушный прием, вышли из ворот и пошли налево (а надо было направо - вывеску смотреть!). Вскоре пришел троллейбус, и мы поехали на вокзал.

Оказалось, что наш автобус отправится только через 20 минут, поэтому мы решили прогуляться по центральной улице. Удивительное дело - суббота, время между 15 и 16 часами, а работают считанные магазины! Турки да пекарня, и еще какой-то магазинчик с одеждой. В остальном - тишина, свет не горит, и все закрыто (или может быть так показалось? Но главная улица выглядела уныло и покинуто).

В турецком магазине была акция - 1кг твердого сыра за 7 евро. Лежит головка сыра, а рядом с ней - уже упакованные и нарезанные куски. И все больше кг! Ну куда нам двоим кг сыра, были бы грамм по 200-300, можно было бы попробовать. Поэтому повезло пекарне “Busch's Backstube”, где мое внимание привлекли тортики с персиками, яблоками и вишней. Особенно меня привлекла цена - 1 торт - 5,80, что очень доступно. А когда оказалось, что еще можно взять половинку такого и половинку такого, то тут же вспомнив, что к чаю кроме конфет ничего нет, мы решили взять половину с вишней и половину с персиками. Дома оказалось, что это довольно вкусные и ароматные плюшки со вкусным бисквитом, но ягоды-фрукты только сверху. Поэтому подойдет тем, кто любит много булки и мало начинки. Но в целом вкусно, особенно за такую цену.

Когда мы ехали обратно до вокзала и с вокзала, то я глядела в окно. Много милых домиков, многие отделаны шифером, что очень интересно смотрится. Ну а самое большое здание в любом городе, и здесь не исключение - биржа труда, но об этом я еще как-нибудь напишу.

Вылазкой нашей мы были весьма довольны, ведь не каждый день, а порой и раз в жизни попадаешь на производства, пусть даже и старинные. Фабрика будет интересна тем, кто интересуется производством, кому интересно смотреть на всякие станки и тиски. Я люблю такие вещи, меня как истинного гуманитария все удивляет и радует как ребенка.

Всем интереснейших выходных!

ruhr-topcard, Злачные места, Германия, Поездки из Дюссельдорфа, Досуг, Музей

Previous post Next post
Up