Сегодня я хочу поведать о моем маленьком случайном открытии, о небольшой вилле, которая служит теперь залом для многочисленных выставок, что находится на окраине Мюнхена - я хочу рассказать о
Mohr-Villa Freimann.
Будучи по делам в районе Freiman, я обнаружила это симпатичное место и решила заглянуть. Сперва мое внимание привлек большой стеклянный объект, в чьих стенках отражалось солнце (день выдался на редкость хороший, теплый и солнечный), а затем и афиши, возвещавшие о вернисаже сегодня вечером и о бесплатном входе, что было для меня немаловажно, ведь я не рассчитывала посещать те или иные культурные достопримечательности, а дела мои не требовали финансовых вложений, поэтому с собой у меня было лишь немного звонкой мелочи.
Белый домик с обширной верандой, на которой были выставлены стенды с афишами мероприятий, культурных проектов и фотографиями деятельности виллы, так и манил к себе. Если честно, чувствовала я себя слегка неуверенно (на улице не было ни души, никого не было и в парке при вилле) и это легко распознали двое мужчин, занимающихся уборкой. Они по-доброму посмотрели на меня, поздоровались и, признаться, я осмелела, зашла на каменную веранду, открыла дверь и оказалась одна в пустой прихожей. Никого не было видно, и мною снова овладела робость - одна в деревянном доме, культурном центре, никто не знает где я, да и я сама с трудом представляла, что я хочу найти и что я увижу.
Афиша на террасе и работа Ivana Bartak "Наша голубая планета"
Я стала изучать небольшие проспекты, лежащие на полках - приглашения на выставки соседствовали с приглашениями на зумбу, тут же была информация о правильном образе жизни для больных раком (я должна отметить, что в последние несколько недель в метро и на улицах появилось очень много информации и призывов к ранней диагностике этого страшного заболевания, но, к сожалению, анализы на предрасположенность к раку и, не дай Бог, его наличие платные (не входят в страховку), и без существенных жалоб их не предлагают)… Огромное количество разнообразной информации встречало посетителей. В том числе и
рассказ о Вилле, но его можно найти и на сайте, поэтому не буду тратить место на его воспроизведение.
Из того, что было особенно полезно - указание, что на каком этаже находится. Я решила, что начну сверху, а затем буду спускаться вниз.
Поднявшись по старой деревянной лестнице, я оказалась на этаже, разделенном на несколько административных кабинетов. Тут же я встретила первых людей. Они удивились, увидев меня, но поздоровавшись, разрешили мне осмотреть выставки, к тому же, на афишах как раз стояло время для свободного посещения - среда и четверг с 11 до 15 часов.
На этом этаже были развешены работы мастера по имени
Taciana Ottowitz, написанные гуашью. Работы очень добрые и красивые - растения, цветы, насекомые, птицы, животные… Из меня не вышло рисовальщицы, мой заяц состоит из восьми овалов, поэтому я всегда восхищалась людьми, которые знают, как держать в руках карандаш, но эти работы мне понравились особо - в них было что-то весеннее, радостное, легкое, напоминающая иллюстрации к детским книгам, добрым книгам, хотя по профессии художница - ботанический иллюстратор, а не иллюстратор детских книг… Возможно, что кому-то они покажутся наивными и простыми, но в моей душе они вызвали отклик.
Следуя за красными стрелками, я прошла на чердак. Там было пусто, барная стойка напоминала о том, что здесь проходят мероприятия и весьма веселые. Но было и несколько объектов, скорее всего, оставшихся от прошлых выставок. Особенно мне понравилось решение оформления мягкого уголка для бесед (правда эти говорящие головы не очень дружелюбно выглядят).
Спустившись вновь на первый этаж, я не поспешила уходить, а решила заглянуть в дверной проем, за которым обнаружила выставку графика, иллюстратора и человека искусства в широком смысле этого слова по имени
Reiner Stolte. В залах никого не было, на белых стенах висели картины. Я переходила от одной к другой, и невольно мне вспомнилась моя студенческая жизнь, когда я была полностью погружена в искусство и каждые выходные проводила либо в музее на новой выставке, либо в художественной галерее, а когда приходило лето, наступали каникулы, то я старалась отыскать на
Афише, какое-нибудь малоизвестное место и обязательно сходить туда, а затем написать отзыв. Мне доставляло удовольствие быть первой, рассказать другим искателям о моем маленьком открытии и в тоже самое время помочь посещенному месту стать чуточку известнее и привлекательнее, чтобы найти своих почитателей.
Это было чудесное беззаботное время, когда все наши девочки, умницы и красавицы, после выходных на переменах делились своими впечатлениями от культпоходов - кто-то ходил в Дом кино на показ авторского кино, кто-то в музей или на выставку, кто-то провел весь день в библиотеке, а теперь делился своей радостью от найденного материала для работы. И конечно, все мы обожали наших преподавателей по искусству, особенно одну, уже немолодую женщину, которая с упоением вела свой предмет и смогла всех нас приобщить к нему. Походы в Эрмитаж на занятия, лекции в залах Русского музея… Мы учились, полные любовью к своей профессии, ведь на нашу специальность могли пойти только очень «идейные»… Да, конечно, сейчас многие посмеиваются над моим образованием, считают, что это не профессия, и что мы целыми днями ничего не делали. Нет, это не так. И шесть пар в день, и латынь, и занятия в 8-30 по субботам, когда весь институт спал… Все было. Но мы учились полные веры в то, что все будет хорошо, что мы найдем работу, что мы найдем себя и будем приносить пользу обществу, что мы будем заниматься таким любимым и близким нам делом. Теперь я понимаю, почему наш декан, замечательный человек и преподаватель, вице-губернатор Санкт-Петербурга, умудренный опытом мужчина всегда говорил нам, что мы - факультет домохозяек, институт благородных девиц. Не все из нас смогли реализоваться в профессии, многие удачно вышли замуж и счастливы в браке, кто-то нашел себя в другой сфере… Я не жалею о пяти годах в моем «смольном», это время дало мне многое, образование и учеба привили интерес к жизни, неутомимую тягу ко всему новому и неизвестному, к новым местам, новым музеям, новым именам… Да, конечно, сейчас работа в культуре не считается чем-то почетным и значимым, размер заработной платы говорит сам за себя, предложений о работе крайне мало, и, порой, презрительное отношение, заключающееся в словах «музеевед и культуролог - не профессия», но так не может быть всегда, когда-нибудь маятник качнется и в другую сторону. Да и представьте, наконец, ну что бы вы делали без нас, работников культурного тыла? Куда бы вы пошли на выходные, чтобы делали в ненастную погоду? Кто бы создавал для вас новые музеи, культурные центры, проектировал выставки, по которым вы бы ходили и говорили «Это же Рубенс! Как выигрышно повешена эта картина! Путти словно бы ожили!»… Не могут быть в этой жизни все Java-develоper’ами, архитекторами Amazon Cloud и так далее… Впрочем, конфликт между физиками и лириками постоянен и время от времени вспыхивает с новой силой.
Я не могу сказать, что картины Reiner Stolte произвели на меня сильное впечатление, но и среди них были весьма интересные и привлекательные работы. Эти яркие квадратные работы особенно выигрышно смотрелись на ровном белом, безразличном фоне.
Выйдя из прохладной виллы на теплое февральское солнце, наполненная ностальгическими воспоминаниями, я прошла вглубь небольшого парка по едва различимой аллее. Табличка на дереве гласила, что посещение парка в шторм опасно для жизни. Но сегодня было очень тихо, и вековые деревья не шевелились. Меня манила резная беседка в глубине, за кустами, которая напомнила мне тенистый парк и беседки в
«Пенатах», нежно любимой мною усадьбе Ильи Репина, где мы с мамой любили гулять в моем детстве и кормить пронырливых белок.
Тихо и безлюдно было в вилле, так же тихо и безлюдно было в саду, где кустарники перемежался с небольшими скульптурами. Постояв некоторое время в беседке, я решила обойти здание виллы с другой стороны и рассмотреть уже виденный мною стеклянный объект с другой стороны.
У него оказалась целая история, но если вкратце, то сия инсталляция изображала калейдоскоп, такой, какие, пожалуй, у многих были в детстве. Я встала внутри и вспомнила, что и у меня был один, в который я любила смотреть…
Исполнена эта работа ("Pampel") была художницей Thea Djordjadze. Однако, на мой взгляд, в активном городском пространстве
калейдоскопная задумка была более ясна и ярко выражена, чем в тихом парковом пространстве, хотя и с видом на дорогу, с другой стороны, я не могу представить себе этот объект на постоянной основе у Фрауенкирхе...
Где-то через час с небольшим я вышла за ворота виллы, чтобы за 10 минут дойти до метро. Солнышко припекало все сильнее, в голове было все больше добрых воспоминаний, которые сегодня мне захотелось излить на бумагу, чтобы поделиться с вами.