«Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно...»
B.Г. Белинский, «Литературные мечтания. Элегия в прозе» Я очень люблю театр, но посещать театр часто не позволяют разные жизненные обстоятельства, поэтому я пользуюсь любой возможностью, чтобы подарить себе это наслаждение. На сей раз я выбрала
Национальный театр Мюнхена и балет "
ЕвгенийОнегин". Понравилось ли мне? О, да! Изысканное сочетание музыки П. И. Чайковского и воздушного волшебного танца не смогли не задеть струн моей души, впрочем, как и струн души моих гостей, которые составили мне компанию.
Самым трудным был выбор постановки - не так много интересных спектаклей шло в дни приезда гостей. Изначально выбор был между оперой «
Борис Годунов" и балетом «Евгений Онегин», но посмотрев фотографии и ролик со сценами из постановки, я однозначно решила, что на «Бориса Годунова» в столь современном виде я идти не готова, и выбрала балет «Евгений Онегин» с классической хореографией.
Затем появился вопрос о том, как купить билеты. Есть два пути - можно купить на сайте и оплатить картой, но минус этого варианта в том, что билеты будут на несколько евро дороже (в Германии во многих местах покупка билетов по интернету обходится немного дороже, чем если покупать «вживую» и мне это тоже не нравится). Тогда я решила съездить в кассу театра и купить билеты без дополнительных сборов. Выписав несколько возможных вариантов мест, я попросила приятную девушку, которая знала английский, подсказать мне лучшие места из выбранных мной. После консультации и обсуждения, я стала счастливой обладательницей двух билетов на 17 апреля (я покупала билеты 11 февраля, и мест уже было не очень много), 2 Rang rechts, Türe 2, Reihe 2, Platz 32, Platz 34. Каждый билет - 17 евро, вполне гуманная цена. Спектакль начинался в 19-30 и заканчивался в 22-00.
Осталось только дождаться знаменательного события!
В назначенный день был дождь, всемирный потоп, который продолжался почти 24 часа, поэтому о длинном платье пришлось забыть… Как оказалось - к лучшему, ибо здесь мы не встретили платьев в пол, роскошных причесок, блеска бриллиантов и перламутра жемчугов. К нашему удивлению 80% посетителей были одеты в черное, в достаточно простые платья, брючные или юбочные костюмы (почти все мужчины были в костюмах и галстуках, некоторые с бабочкой). Из-за обилия черного цвета в одежде, казалось, что мы на похоронах… Мрачность черного разбавляли возрастные женщины в зеленых, фиолетовых и синих колготках. 5% были одеты в джинсы, кроссовки и футболки, а один «кадр» разгуливал по театру с бутылкой пива в руке… Лишь оставшиеся 15% действительно воспринимали поход в театр, на балет как праздник, торжественное событие, когда надо выглядеть подобающе, лучше, чем в обычный день. Красивые платья, украшения, каблуки - на таких женщин было приятно и радостно смотреть, хотелось подойти к каждой из них и сказать, что они замечательно выглядят.
Почти все зрители были старше 55 лет, примерно 85%, остальные 15% разделили зрители в возрасте от 25 до 55 лет, преимущественно русскоговорящие. Делайте выводы, господа.
Сам театр красив и хорош собой, но после имперской роскоши Большого театра, Мариинского и Александринского театров, мюнхенский покажется скромным, хотя и не лишенным своей изысканной прелести.
Мы пришли в театр заранее, чтобы осмотреть все его уголки. Нас встретили билетеры, юноши в костюмах, которые указали нам путь - наверх. Ступать по широким, но достаточно крутым мраморным лестницами весьма приятно и торжественно, но если вы не хотите подниматься, то можно проехать на лифте, англоговорящий лифтер которого доставит вас до нужного этажа. На каждом этаже свой гардероб и туалет.
Пожалуй, только первые два этажа заслуживают пристального внимания - сверкающие люстры, позолота, зеркала. Остальные - скромные серые этажи, украшенные портретами известных актеров. Буфет скромен как в отделке, так и в выборе блюд, и весьма дорог.
Музея в театре нет.
Наши места оказались достаточно удобными - если у вас хорошее зрение, то все будет замечательно видно, вплоть до лиц актеров и деталей на их платьях. Но если прислониться к спинке стула, то один из краев сцены исчезнет из вашего поле зрения. Нам повезло, и мы пересели на одно место ближе к центру - таким образом мы сидели на 30 и 32 местах. Если сесть на край стула 30 места, то видна вся сцена. Так я просидела весь спектакль, благо акты были совсем недлинными - не более 37 минут (было три акта и шесть картин), а антракты (их было два) длились по 25 минут (поэтому нет смысла приходить сильно заранее в театр - все можно успеть осмотреть в антрактах). Поэтому, если есть возможность, то все-таки берите места ближе к центру или в первом ряду.
Хуже всех было тем, кто сидел или стоял сзади нас - им было видно еще меньше. Но, пожалуй, хуже всего было стене за стоячими местами - дыры и протертости в обивке навевали грустные мысли.
Балет - чудесный! Красивые декорации, замечательные костюмы, изящная, выразительная, летающая хореография. Онегин, темный гений, был похож на Людвига Второго на одной из его самых известных картин. Хрупкая и нежная Татьяна, заменившая с легкой руки постановщика малиновый берет на малиновое платье, была особенно выразительна в последней сцене спектакля, в сцене объяснения с Онегиным. Шустрая Ольга, серьезный генерал, обаятельный Ленский; комичная сцена бала в доме Лариных, когда в пляс пускаются и старики; выстрел Онегина, заставивший содрогнуться всех присутствующих. Балет хорош, но если вы несколько подзабыли детали, то советую освежить произведение в памяти перед походом в театр.
Но более всего нас поразила реакция публики в конце спектакля - помимо обычных и достойных рукоплесканий зрители начали кричать «Уууууу!!! Воу, воу, воу!», улюлюкать и … топать ногами!.. Мы были в шоке. Такого мы не видели еще нигде. Вся та хрупкая атмосфера чуда, волшебства, высокого искусства, восторга, смешанного с торжественностью происходящего, в миг была разрушена плебейским поведением достойной публики. Все же балет - это не скачки, не рок концерт, когда можно топать, прыгать и кричать. Но что поделать, другая страна - словно другая планета.
Всем желаю замечательного отдыха и волшебных походов в театр!