Пасхальное воскресенье, последний день, когда мы могли воспользоваться скидкой по билету в
Городской музей, мы решили провести на вилле «Принца художников», Франца фон Ленбаха, которая сейчас является музеем.
В половине двенадцатого мы уже были в музее, а большая часть посетителей - в ресторане при музее. Полный билет стоит 10 евро на человека, но благодаря нашей скидке, мы заплатили 10 евро на двоих. Билет действует весь день на
Ленбаххаус и
Кунстбау. Вы можете выходить из музея, отдыхать, обедать в ресторане и наслаждаться жизнью - в течение одного дня вы можете неограниченное число раз входить в музей, а сигнализировать смотрителям о вашем праве будет зеленый бумажный браслет на вашей руке. Вместе с билетом и браслетом на кассе выдают план музея, чтобы никто ничего не пропустил.
На -1 этаже находятся туалеты и гардероб - как ящичный за 1 или 2 евро, так и человеческий, и вроде бы даже бесплатный. Но мы предпочли ящики.
Коллекция музея чрезвычайно разнообразна, каждый найдет что-то для себя. Я бы условно разделила музей на следующие части: исторические комнаты, концептуальное искусство, искусство второй половины 19 века, искусство после 1945 года, «Синий всадник» и маленькие тематические залы.
Больше всего мне понравились исторические комнаты, где сохранился интерьер, обстановка, на стенах прекрасные полотна руки хозяина дома, историческая мебель, плотные красивые обои, сложные, средневековые потолки. В этой части почти не было посетителей, царил полумрак, атмосфера загадочности и таинственности. Здесь нет этикетажа, но справа от входа вы заметите небольшие серые книжечки на немецком или английском языке (в музее все тексты и этикетаж переведены на английский язык), где есть информация о комнатах, их планы, где отмечен каждый предмет и для каждого есть этикетаж. Это очень мудрое, разумное решение музейной проблемы - сохранить идентичность исторического интерьера и дать посетителю ту информацию, которую он ищет. Эта часть напомнила нам
Виллу Штука - такую же прекрасную, с яркой индивидуальностью.
Замечательна экспозиция, посвященная искусству второй половины 19 века. Небольшая, но очень емкая коллекция, раскрывающая немецкое искусство той поры с совершенно разных сторон. Здесь соседствует уютный и добрый стиль Бидермайер (
Карл Шпицвег «Друзья юности») с откровенной и даже пошлой
«Данаей» Макса Слефогта; пейзажи (
Вильгельм Трюбнер «Картофельные поля в Весслинге, Верхняя Бавария» и
Иоганн Шперл «Лужок у студии Вильгельма Лейбла в Айблинге»); портреты (Габриэль фон Макс (да, именно любитель обезьянок) «
Эрнестина фон Макс, жена художника, за чисткой грибов» (посмотрите какие у нее прекрасные белые грибы!)).
Затем мы отправились в раздел, посвященный искусству после 1945, где помимо разнообразных творцов, чьи художественные экзерсисы на любителя, был также и Йозеф Бойс, но более всего нам понравилась работа, которую мы окрестили «Немецкая мечта»:
Если учесть, что немецкие автомобили в Германии стоят дороже, чем заграницей, а их обслуживание влетает автолюбителям в евроцентик; немцы помешаны на велосипедах и страсть как любят цеплять к ним то спереди, то сзади фургоны для детей или деревянные некрытые ящики, куда они кладут сумки, собак и все тех же детей; если принять во внимание их озабоченность экологией, то данный гибрид автомобиля и велосипеда придется им весьма по душе!
Не удивляйтесь, когда на этом этаже вы увидите лавку с разнообразными пивными кружками, значками, куклами и тп. Мы решили, что это сделано специально: чтобы не сойти с ума от бесконечного современного искусства, когда, как в фильме «Квартета И» «О чем говорят мужчины среднего возраста», начинаешь серьезно задумываться над вопросом: «Это «Туалет не работает», или это туалет не работает?» =) А может это была и не лавка, а арт-объект?..
Затем мы отправились на экспозицию, посвященную «Синему всаднику», весьма подробную, выстроенную по хронологическому принципу. Каждый зал посвящен одному из периодов объединения, его ключевым фигурам (конечно, много внимания уделено Василию Кандинскому и Паулю Клее). Мне чрезвычайно понравились работы
Александра Сахарова (“Pavanne Fantastique”), выполненные в коллажном стиле они смотрятся необычно, свежо, сделаны с большим вниманием к деталям. В конце этой экспозиции можно посидеть, отдохнуть, еще раз прочесть обо всех этапах развития движения, посмотреть фотографии или мультфильм из тех времен.
Я бы также хотела отметить зал, посвященный Францу фон Штуку, югендштилю: в этом зале не только мистические полотна (
Карл Штратманн «Райское дерево со Змием»), но и ранние работы Василия Кандинского («
Пестрая жизнь»).
После того, как мы обошли весь музей, мы забрали вещи из гардероба и отправились в приусадебный сад, где легкий ветерок трепал ветви еще не распустившихся кустов, а солнце уже дарило свое тепло всем страждущим. Присев на скамеечке, мы достали фрукты и устроились на пикник. Время было к обеду, поэтому мы были не одиноки. После перекуса мы прошлись по саду, забрались по лестнице к усадебному балкону, где обнаружили еще одно произведение искусства, окинули взглядом Кенигсплатц. Красота!
Из музея мы вышли в 14-18.
Чтобы попасть в Kunstbau надо перейти дорогу, и рядом со входом в метро вы увидите название музея на большой бетонной плите. Надо спуститься вниз, словно в метро, и уже внизу будут указатели.
Здесь тоже есть гардероб, человеческий и бесплатный, но я сдавать бы не стала - мы обошли все, что там было за 20 минут. Галерея находится в помещении, которое использовалось для технических нужд при строительстве станции метро (кстати, загляните туда - станция украшена изображениями экспонатов, хранящихся в музеях, что поблизости, есть скульптуры, электронные табло с портретами). Достаточно мрачное, темное место, в котором сейчас проводятся выставки современного искусства. Когда были мы, то играла музыка; под музыку то ярче, то слабее горели нити накаливания в патронах, вращался круглый диван… Показывали несколько фильмов, люди праздно шатались по помещению.
Но одна инсталляция мне понравилась: на круглом столе были бокалы, вазы, миски, рюмки - все из прозрачного стекла. Стояла лампа, и призма, что отражала ее свет, вращалась и освещала посуду. Она сверкала. Вокруг стола была вывешена белая ткань и стоя за ней, наблюдая за светом, тенью, бликами казалось, что там, за тканью, званный ужин, спиритеский сеанс, что-то таинственное и влекущее…