Искусство общения. Правила знакомства.

Jan 26, 2015 10:22

Друзья, здравствуйте!
В журнале "REPUBLIC" ("Республика") вышла моя статья. По просьбам трудящихся делюсь статьёй здесь.
Жду Ваших комментариев и вопросов :)


Представьте себе, что в один момент все правила дорожного движения отменили. Как вы думаете, что начнётся? Хаос, беспорядок, аварии и пробки. Поэтому каждый, кто садится за руль, должен знать правила дорожного движения.
Так же и в общении - существуют определённые правила, не соблюдая которые, вы рискуете попасть в аварийную ситуацию. Как правило, штрафом за подобные «аварии» становится потеря вашей репутации.
А теперь представьте, что вы приехали, например, в Лондон. Там левостороннее движение. Но вам так неудобно, непривычно. Выхода два - или вы пытаетесь всех убедить, что их правила неправильные, продолжая поступать по-своему, или переучиваетесь и соблюдаете те правила, которые приняты здесь. У каждой страны, города и сообщества своя жизнь, свои правила. Чтобы быть принятым в любой компании, нужно знать правила общества.
В серии статей мы раскроем тайны поведения, приносящего успех. Разберем наиболее частые ситуации, которые случаются в деловой и светской жизни - это правила знакомства и представления, тайны комплиментов и рукопожатий, основы дресс-кода в зависимости от ситуации, постигнем премудрости речевого этикета и овладеем секретами невербальной коммуникации. Кто-то из читателей сможет освежить знания, а кто-то, вероятно, узнает нечто новое. Зная правила игры, Вы легко избежите ошибок и найдете элегантный выход из самых затруднительных ситуаций.
Этикет - это свод правил поведения в обществе. Однажды на торжественном приёме Людовик XIV раздал гостям карточки - этикетки, на которых перечислялись приемлемые правила поведения гостей во время нахождения на территории дворца. Знание и соблюдение этих правил в повседневной жизни говорило о том, что человек принят во дворе. С тех пор знание и соблюдение этикета является признаком некой элитарности.
В основу русского этикета положены духовные ценности, где внешняя форма поведения  является отражением внутреннего состояния человека. Поэтому мы будем разбирать не только внешнюю, формальную сторону поведения, но и смотреть, что же вызывает те или иные реакции, какие могут быть последствия.
Любое общение начинается со знакомства.  Как Вы знаете, первое впечатление можно произвести только один раз. Давайте разберемся, из чего же оно складывается?

Известная поговорка гласит: встречают по одежке. Но мало кто задумывается о том, что одежка надевается на тело, и именно поведение нашего тела является основой впечатления, которое мы производим на окружающих.
Деловые люди ценят свое время, и они не будут тратить его на неудачников. Если первое впечатление правильное, с вами захотят познакомиться и узнать вас лучше. В противном случае у вас не будет возможности даже подойти близко и продемонстрировать знания, которых у Вас может быть очень много. Как вы понимаете, успешность ваша и Вашего бизнеса напрямую зависит от первого впечатления, производимого Вами.
Почему знаменитый британский писатель Джорж Оруэлл, когда переоделся нищим, чтобы узнать подробности жизни лондонского «дна», был сразу же пойман на обмане? Ответ прост: манеры!
Главная составляющая успешного первого впечатления - это осанка. Можно надеть самый дорогой костюм или платье из последней коллекции, но если Вы сутулитесь, это знак всем окружающим, что Вы чего-то боитесь, стесняетесь, чувствуете себя некомфортно. Можно сколько угодно рассказывать, что Вы успешны, но сутулая спина опровергнет все Ваши слова.
Для исправления осанки существует много разных способов. Наиболее известный и простой - «стояние у стенки». Его можно практиковать дома, ежедневно прижимаясь к стенке по 5 минут. Но, по моему опыту, самый действенный и приятный способ исправить осанку как мужчинам, так и женщинам - это классические парные танцы. Этот рецепт хорошей осанки и прекрасного настроения не имеет противопоказаний.
Итак, мы произвели первое впечатление, и с нами захотели познакомиться. Кто кому должен представляться? Первым всегда представляется тот, кто подошел. Представление следует начинать словами: «Позвольте (разрешите) представиться». Затем называете Фамилию, Имя, Отчество и какое отношение Вы имеете к мероприятию или представляемому.
Почему важна именно такая последовательность представления? Фразой «Позвольте представиться» Вы обращаетесь к Воле человека, привлекаете его внимание. И он понимает, что Вы знаете правила игры, правила этикета. После того, как Вы назвали себя, нужно дать время собеседнику запомнить Ваше имя. Поэтому имя нужно называть внятно. Помните, что как Вы назовете себя, так как Вам и будут обращаться. И Вы обращайтесь к человеку так, как он себя назвал. Например, если Вам представились как Иван Иванович, ни в коем случае нельзя обращаться к собеседнику как «Иван» (без отчества), и уж тем более, «Ванюша». Исключением может быть ситуация, в которой сам представляемый после полного представления добавит: «Иван Иванович, можно просто Ваня». После имени важно озвучить род своих занятий или обозначить, какое отношение Вы имеете к этому мероприятию.  Кроме этой информации Ваш новый знакомый ничего о Вас не знает. Это та информация, с которой можно начать разговор.
Так, если вы на деловом мероприятии, то уместно называть должность, которую вы занимаете. А если мероприятие светское, то говорить о делах не принято, лучше представиться филателистом или коллекционером бабочек. (И рассказать, что самый ценный экземпляр вы добыли в дебрях Амазонки, когда ваш личный самолёт попал в Бермудский треугольник и вы чудом спаслись от акул).
Фамилия при знакомстве в приличном обществе звучит обязательно! Да, этикет настоятельно рекомендует, представляясь, называть не только имя, но и фамилию, даже в самой непринужденной обстановке. Тем самым человек дает понять окружающим, что он осознает всю полноту ответственности за свои поступки, ему нечего скрывать от окружающих, его поведение не даст повода для сплетен и упоминание его фамилии другими людьми не испортит ничьей репутации и ни у кого не вызовет негативного отношения.
Так как на приеме завязывается много знакомств, сложно запомнить всех.
Поэтому при представлении принято давать свою визитку, на которой указано Ваше имя, фамилия и контактная информация. Основная задача посещения мероприятий - завязать как можно больше новых знакомств. Благодаря ритуалу обмена визитками Вы сможете вспомнить всех, с кем Вы познакомились на приеме, и продолжить общение дальше после мероприятия.
При знакомстве нужно сконцентрироваться, «включить» свой лучший вид памяти и следить за выражением своего лица. Бывают смешные фамилии и неожиданные имена. Ни в коем случае не следует шутить по этому поводу. Этим вы обидите человека и, конечно, сотрудничество вряд ли сложится успешно.
У меня есть знакомая с фамилией Кот. Каких только «доброжелательных» шуток она не наслушалась! Будто объявили негласный конкурс на лучшую остроту. Реакция на её фамилию стала своего рода тестом.
Другой случай - труднопроизносимое имя или фамилия. Носителям таких фамилий рекомендую потренироваться произносить их максимально чётко. Тем, кому такой человек представляется, конечно, не следует удивленно вытягивать лицо с фразой «Чё?». Лучше переспросить, сформулировав вопрос «Простите, я не расслышал. Повторите, пожалуйста» или «Я правильно расслышал?». Такая формулировка не обидит собеседника, скорее, наоборот, покажет, что вы дорожите знакомством. И, конечно, помните про визитки - по ним всегда можно прочесть, как же всё-таки зовут вашего собеседника.
На представление принято отвечать «Очень приятно».  При знакомстве «Очень приятно» говорит тот, кто главнее, старше по возрасту, или женщина, если знакомят с женщиной. То есть, тот, КОМУ представляют.
Фраза «Очень приятно» - это своего рода комплемент. С помощью комплемента можно или расположить к себе человека, или сделать его своим врагом. Конечно, лучше остаться друзьями, поэтому в следующей статье мы уделим особое внимание комплиментам.
Так же в следующем номере вы сможете узнать о манипуляциях при рукопожатии, темах, которых лучше не касаться при первом знакомстве и темах, которые всегда спасут от неловких пауз.



Правила знакомства:
• В деловой сфере старшинство распределяется в соответствии с должностью.
• Есть должности или общественное положение, которые учитываются и на светских мероприятиях. Таковыми являются монархи и президенты, члены их семей, священнослужители. Можно говорить о высоком положении Председателя правительства, министров, мэров и губернаторов.
• Для лучшего запоминания ориентируйтесь на карточное старшинство: король, дама, валет.
• При знакомстве нужно сконцентрироваться, «включить» свой лучший вид памяти и следить за выражением своего лица!
• При представлении обращаемся к старшему: «Владимир Владимирович, разрешите Вам представить Семенова Виктора».
• Как человека представили, так и нужно его называть. Если представляемый назвал себя иначе, чем это сделал представляющий, то ориентироваться нужно на представляемого.
• Если представляющий ошибся, представляемый его должен поправить.
• Если представляющий вдруг забыл,  ваше имя, отчество или фамилию, обязательно нужно назвать себя самому, не дожидаясь тягостных пауз.
• Если вы не расслышали, как зовут представляемого человека, вы должны переспросить, извинившись.
• Если, обращаясь к человеку, вы назвали его неправильно, извинитесь и не повторяйте  ошибку.
• Мы представляем человека для того, чтобы он мог участвовать в беседе, чтобы не чувствовал себя лишним в компании. Поэтому, представляя своего знакомого, скажите о нем пару слов, чтобы окружающие могли «подключить» его к разговору, или своему знакомому «подкиньте» тему для обсуждения в этой компании.
• Часто случается так, что Вас некому представить: хозяйка занята, Вы оказались рядом с незнакомым человеком на каком-либо приеме или заметили среди гостей интересного или приятного вам человека. Не стоит предпринимать «лобовую атаку» и спрашивать: «Вы кто?» Лучше представьтесь сами.
• Четко и внятно назовите свои имя, отчество, фамилию, если уместно - то обязательно назовите род занятий, организацию, где работаете, а также ученую степень или звание. Это полное представление. Понятно, что оно обязательно только в официальной обстановке, т. е. это требование делового протокола. На вечеринке в кругу друзей, в неформальной обстановке можно ограничиться именем (с отчеством или без - решаете Вы сами) и фамилией.
Свежакова Ольга Ивановна,
Вице-президент Культурно-просветительского РУССКОГО ФОНДА,
Специалист по этикету и протоколу.

полезные советы, работа, образование, Интересно, новости, культура

Previous post Next post
Up