Концовка 1-го послания Иоанна

Mar 09, 2024 15:13

Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.

Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.

Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.

Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.

Дети! Храните себя от идолов. Аминь.

"Рожденный от Бога не грешит"... Однако есть в Библии дважды повторенное замечание (в книге Экклесиаста и в одной из Паралипоменон), что нет человека, который пожил бы на этом свете и не согрешил. Это подчеркивается и в одной из церковных заупокойных молитв. Значит, есть разные грехи. Есть грех как беззаконие (1Ин. 3:4), и тогда "кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил" (3:8). Это грех к смерти. И есть грех как промах, ошибка или та же неправда, который согрешающий принимает за правду, заблуждаясь и вводя в заблуждение других. Здесь все могут согрешать без исключения, даже рожденные от Бога. Об этом как раз в начале послания:
"Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас" (1:8-10).
Отсюда можно заключить, что само рождение от Бога, связанное с очищением от всякой неправды, - отнюдь не одномоментный процесс, но длиной всю жизнь! А крещение - скорее важнейшее его начало.

Рожденный от Бога может согрешать прежде всего невольно, исключая всякие беззакония, и "лукавый не прикасается к нему". Мысль интересная и важная: под словом "прикасаться" (греч. "Апто") подразумевается скорее прицеплять, привязывать, прикреплять, хвататься за что-л, нападать на кого-л. Этот глагол, например, употреблен в отношении Марии Магдалины, которой воскресший Иисус сказал "не прикасайся ко Мне", то есть, скорее: не цепляйся, не привязывайся, не удерживай. Лукавый мог ведь и к Иисусу подступать, искушая в пустыне! Но не имел власти таким образом прикасаться; не может привязываться и к тем, кто непрерывно следуют за Христом, кто "от Бога". А остальной мир, получается, как лежал во зле во время написания этих строк, так и лежит до сих пор. Точнее, лежит "в лукавом" (греч. "понирос"), в "князе мира сего", от которого верующие просят каждый день Отца Небесного избавить их! Этот мир полон по-прежнему всяких идолов, пусть уже не деревянных и каменных, но ментальных, идеологических, связанных с похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской (2:16). В этом смысле, по замечанию Экклесиаста, "нет ничего нового под солнцем". С другой стороны: "Се, творю все новое" (Откр. 21:5). Пока это новое, связанное прежде всего с теми, кто рождается и рожден от Бога, даже через многие скорби и потрясения, скорее невидимо и незаметно или же видится глазами веры.

библия, размышления, писание, богослужение

Previous post Next post
Up