О Божьем и о кесаревом. Письмо прихожанки

Jan 15, 2024 15:55

Это Вера Т., ей уже 82 года, и из-за ухудшившегося здоровья она не выходит из дома в последние годы; я к ней езжу время от времени. В прошлом научный работник.

""Что я думаю о смешивании церковной жизни с политикой (только могу
ли я говорить об этом? - я ведь не живу ни политической жизнью, ни в
значительной мере церковной, каковая, на мой взгляд, осуществляется в
монастыре, а если в миру, то при активной приходской общинной жизни, а
я-то хожу в Храм только on-line).
Да и что же я-то могу сказать на эту тему? Мне кажется, что церковная
жизнь не может быть абсолютно отделена от общественно-политической
жизни общества конкретно той страны, в которой физически живёт церковь,
потому что она - «не остров, замкнутый сам в себе», и её члены более или
менее тесно сообщаются с нецерковным обществом. Может ли церковь
навязывать миру за своими пределами те законы, правила, по которым она
сама призвана жить? (а живёт ли реально?). Видно, что и внутри церкви (в
общинах это видно, а может и среди служителей?) существует такой тип
отношений между членами, который привычен для мирской жизни - со всеми
её симпатиями-антипатиями, группированиями «своих» и «чужих» именно в
политическом аспекте - более близких или, напротив, далёких по взглядам
на события далеко не только церковной, но и внецерковной жизни, со
многими (возможно) проявлениями, свойственными грешной мирской
жизни - это, наверно, естественно (хотя не этого от церковной жизни
ожидаешь) - но что же делать? далеко не все могут быть святыми (то есть,
в полном смысле отделёнными).

О животрепещущих вопросах - самой бы послушать, как именно надо
действовать! и как, например, разрешать зашедшие в тупик конфликты, по
возможности, не военным путём. Я думаю, что исторический опыт (особенно
России) показывает, что, к сожалению, иногда приходится воевать, чтобы не
утратить независимость, и не разбазаривать то, что в результате долгой и
многотрудной истории страны и её народов было собрано и создано отнюдь
не исключительно путём кровавых наступательных завоеваний и покорений,
а, по Божьей воле, усилиями людей, и благодаря мудрой политике
правителей - путём взаимодействия с соседними народами, нередко - путём
предоставления им действительно опоры и защиты, но, как показывает
история, благодарная память коротка не только у отдельных индивидуумов,
но и у людских сообществ, и у народов). Я думаю, что на уровне страны эту
ситуацию невозможно сопоставить с сугубо частной житейской ситуацией у
какого-нибудь человека-христианина , который без рассуждений должен
«просящему у него - дать» просимое. На уровне взаимоотношений стран
такой подход требует серьёзных размышлений о будущих последствиях.
Ошибочные решения, принятые в прошлом, в настоящем привели к тому, что
нами и наблюдается, но это результат ошибки, в которой, так сказать,
повинны все участвующие стороны - и вот, к несчастью, приходится воевать.
Расходится ли это с Христианскими заповедями? Формально - вроде бы да,
но как всегда, надо прежде вникнуть в суть конкретной ситуации, и как это
нередко бывает в нашем парадоксальном мире, что ты - даже и воюя, -
можешь оказаться ближе к исполнению Христианской заповеди любви к
ближнему своему, чем тогда, когда уклоняешься от сопротивления с
вынужденным применением насилия. Совершаешь ли ты, применяя
насилие, грех? - Да. И тебе надо, полагаясь на Божий Суд, быть готовым за
этот грех ответить, но - ты должен делать то, «что должно» - к чему
призывает тебя твоя совесть. Достойно ли не спасать брата твоего, когда его
унижают, лишают возможности жить на земле, где жили многие поколения
его предков, лишать возможности говорить на своём родном языке, и т.д? Но
в момент этой вынужденной войны, возникшей после длительного ожидания,
что противник проявит разумение, ты ведь, не заботясь о себе, именно
«душу свою полагаешь за други своя», а если будешь спасать душу свою («Как
же? - Нельзя! Грешно!»), то как раз и потеряешь её. А последний Суд - он за
Господом Богом, а не за нами, как бы мы ни считали себя правыми или
виноватыми. Достойно ли в такой момент бежать из своей страны, когда на
неё ополчается полмира под умелым руководством тех, кто и в прошлые
века прилагал руки к её погибели?, да ещё пытаться так или иначе раскачать
её изнутри, посеять смуту, разобщить, не допустить единства в отношении к
Родине в трудный для неё момент?

В России это чувство Родины очень поколеблено. Мы почти все стали-
таки большевиками, хотящими поражения своей собственной страны,
превращения любой войны против неё в гражданскую. Страна, в которой ты
родился, где родились твои предки - это и есть твоя Родина, какой бы
государственный строй не был в ней в ходе истории в тот или иной момент.
Устремляющий глаза вдаль и провозглашающий, что «его родина там, где
пребывает его душа» - в тот момент, когда его земная родина нуждается в
помощи - не исключено, что такой обманет и «высокую родину» тоже
(«верный в малом - верен и в большом», а неверный в малом…). Малая
земная родина - это мать, которую не выбирают. «Почитай отца и мать
свою»!- это Божий закон. Ты можешь быть не согласен с матерью своей, но
ты своими действиями не вреди ей, сея внутри неё распри, смуту, не радуйся
её бедствию вместе с недоброжелателем - в этом проявится твоё почтение к
ней.
Почему же Христос сказал в тот трудный период истории Его земной
родины «Богу - Богово, а кесарю - кесарево»? - думаю, что потому, что Он
понимал, чем может грозить народу смута и партизанская война против
римских поработителей: более активным порабощением и истреблением
народа.
И сейчас делать Божие дело - это быть ответственным за страну и
судьбу её народа, и наверно нужно уметь находить верные слова для
созидания в обществе внутреннего мира и мужества для защиты Родины, а
не вносить лепту в её внутреннюю раскачку. Неужели и Церковь не усвоила
уроки истории России - уроки большевизма! То, что вокруг страны сейчас
происходит - это не шутки (дикое количество санкций на удушение,
открытое воровство «демократическим» Западом художественных ценностей
и финансов России, формирование антироссийских блоков и т.п. Если
высказывания некоторых членов церкви приводят к формированию
негативного отношения к власти в стране в столь трудный для неё период, то
не благое дело делают те, кто в подобной ситуации не следуют Христу: Богу -
Божье, а кесарю - кесарево, и коли ты живёшь там, где существенная
сторона жизни организуется властью кесаря, и пользуешься хотя и, может
быть, скромными, но благами жизни, имеющимися в стране «кесаря», то ты
кесарю тоже должен, хоть это тебе и не нравится. По-видимому, церковные
власти должны это учитывать, и усилиями церковной дисциплины как-то
избегать резких конфронтаций с законами общества кесаря - волей-неволей,
они вынуждены это делать, так я понимаю.

Делай Божие дело, проявляя терпение и смирение, и одним из
проявлений этих Христианских добродетелей может быть принцип : «Богу -
Божье, а кесарю - кесарево».

размышления

Previous post Next post
Up