Перечитывая библейских пророков...

Dec 21, 2023 19:05

Можно обратить внимание на некоторые черты их высказываний (архетипы или "паттерны", как сейчас модно выражаться), которые могут быть более чем заметны и актуальны в определенные моменты истории при любой эпохе. Здесь достаточно жёсткий язык пророчеств, обращенный к людям того времени, где все бедствия людей прямо приписаны Богу. Можно заметить, что в церковном календаре из 12 т. наз. "малых пророков" памяти пяти из них приходятся на период Рождественского поста (Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея), а также вспоминается прор. Даниил с тремя отроками (один из так наз. "великих"). Скорее всего, в то время, когда был окончательно узаконен 40-дневный пост перед Рождеством (в XII веке в Константинополе), памяти этих пророков собрали для этого постного периода намеренно. Интонации всех этих текстов пророчеств прежде всего сурово-обличительные, предупреждающие о близости суда Бога и дня Господня, например.
"Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступят и с тобою; воздаяние твоё обратится на голову твою" (Авд. 15) - здесь у пророка обличение адресовано соседнему с Израилем Едому, родственному народу. У Наума вся обличительная сила обрушена на Ниневию, столицу Ассирийского царства. А у пророка Софонии достаётся всем, начиная с Израиля.

"Всё истреблю с лица земли, говорит Господь:
истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь. И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима..." (1:2-4).

"И будет в то время: Я со светильником осмотрю Иерусалим и накажу тех, которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своем: ""не делает Господь ни добра, ни зла"".
13 И обратятся богатства их в добычу и домы их - в запустение; они построят домы, а жить в них не будут, насадят виноградники, а вина из них не будут пить.
14 Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый!
15 День гнева - день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы,
16 день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен.
17 И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их - как помет.
18 Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли (там же, до конца 1-й главы).

Далее упомянута незавидная участь земли Филистимской, Крита, Моава, Аммона, Эфиопии и Ассирийского царства. О его столице сказано: "И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня, и покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее... Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: ""я, и нет иного кроме меня"". Как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо него, посвищет и махнет рукою" (2: 13-15).

По сути это приговор всему цивилизованному миру той далёкой эпохи. Но финал книги оптимистичный, как и у многих других пророков.
Суровый гнев Бога, столь откровенно выраженный во всех этих строках, - это фактически обратная сторона Его любви. Которая долготерпит, позволяя людям идти своими путями, в том числе тупиковыми, ведущими в никуда или в погибель. И если разные народы и цивилизации вплотную подходят к такому состоянию, получается ровно то, о чем предупреждали пророки. "Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!" Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно?" (Авв. 2:12-13).
Язык пророчеств может быть, например, и таким: "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это" (Ис. 45:7). В оригинале употреблено слово רָ֑ע ("ра", т.е. произвожу зло). Это не философский язык, где исследуются первопричины или анализируются взаимосвязи. Здесь просто: раз Бог попускает зло, творящееся людьми, то это от Него и есть, но ответственность на людях, созданных по Его образу и подобию!

А это уже прямо о Христе и Его пришествии:
"Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф" (Аггей 2:6-7).

Земля в который уже раз трясётся вместе со всем цивилизованным миром, показывая всю его хрупкость, уязвимость, глупость и слабость при очередном витке Апокалипсиса.

Сегодня мы живём без преувеличения внутри этих и других похожих пророчеств.

библия, писание

Previous post Next post
Up