Крест как смысл и бессмыслица

Aug 15, 2023 17:30

Писал эти рассуждения еще в 2010 году в связи с нелепой внезапной гибелью одного знакомого священника. Привожу немного отредактированный вариант той записи.

Попались вот такие рассуждения митрополита Иерофея (Влахоса), касающиеся жизни, смерти и последних времен:

«В период, предшествующий вочеловечению Христову, время было линейным, если можно так выразиться, потому что иудеи ожидали Мессию, Который освободил бы их от греха и рабства. Но в церковный период, когда Христос уже пришел, вочеловечился и дал каждому человеку возможность воспринять Царство Божие, время уже не линейное, а крестообразное. Мы уже не стремимся к обретению Царства Божия в будущем, но Сам Христос и Его Царство передвигается к нам, то есть приходит к нам и встречает нас в каждую секунду. Таким образом, жить последним временем человек может в любую секунду. Если же помыслить о том, что Своим вочеловечением Христос вернул Адама в рай и поднял его на ту высоту, которой бы последний достиг, если бы не согрешил, то можно понять, что и прошедшие времена, и последние переживаются в настоящее время. Время, таким образом, становится «литургическим временем». Время окружено вечностью» (в книге «Жизнь после смерти», глава «Эсхатология во времени»).

Понравилась мысль о крестообразности времени. Но это свидетельствует одновременно все о той же трагичности земного существования, в которое пока лишь отчасти прорывается нам будущее Царство. Или мы сами можем лишь отчасти к нему прорываться, отчасти зная и отчасти пророчествуя.
Крест Христов - знак победы над злом, трагичностью и бессмыслицей этого мира, которые в свою очередь были порождены злом и грехами человеческими. Но перед тем, как стать этим знаком, «оружием мира и непобедимой победой», этот же крест явился знаком поражения дела Христа и полной бессмыслицы для Его ближайших учеников. Более того, дьявол, искушая Христа в пустыне в начале Его служения, затем отошел от Него «до времени» (Лк. 4, 13), то есть с новой и уже многократной силой восстал на Него при последних днях и часах жизни Иисуса, начиная с Гефсиманского борения. Разумеется, смерть Христа была вольной. Но смерть Его последователей далеко не всегда таковой являлась в дальнейшей истории. Будучи посрамленным тогда, при крестной смерти Иисуса, дьявол может мстить христианам и делает это иногда весьма небезуспешно всю дальнейшую историю человечества. Вплоть до того, что благой Божий промысел временно видится как бы пораженным, как в насильственных смертях, или в совершенно нелепых несчастных случаях...

Когда человек живет, пренебрегая всякой помощью свыше или просто отвергая ее, надеясь только на самого себя, естественно предполагать о большей вероятности уязвимости его жизни перед действием злых сил или непредсказуемых обстоятельств. Но когда человек, наоборот, посвятил свою жизнь служению Богу и людям? Который читает в Евангелии слова Иисуса, что «и волос с головы вашей не упадет» без ведома Отца Небесного, который на каждом богослужении сам возглашает прошение «Христианской кончины безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на страшном суде Христовом просим»? Который при этом читает те же слова Христа «Просите, и дастся вам»?... Мученическая насильственная смерть в подобных случаях вполне объяснима - Иисус ведь Своим последователям легкой жизни не обещал. Но в других ситуациях?..

Есть разные жизни, как есть очень разные смерти. Есть смерти, в которых явно видится печать Божия, когда совершенно очевидно, что человек созрел для перехода в вечность и все, что мог, исполнил в этом мире. Но есть смерти, где это далеко не всегда чувствуется. Как писал Бердяев, «присутствие Бога невозможно найти в чуме и холере, в убийствах, в ненависти и жестокости, в насилиях, в зле и тьме» («Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого»). Или еще его же мысль: «Рациональная теология создала не только ложную теодицею, которая, в сущности, оправдывает не Бога, а безбожие, она создала и ложное учение о Промысле Божием в мире. Мир не находится в таком состоянии, которое оправдывает оптимистическое учение о действии Промысла Божия в мире. Если все от Бога и все направляется Богом ко благу, если Бог действует и в чуме, и в холере, и в инквизиции, и в пытках, в войнах и порабощениях, то это при последовательном продумывании должно вести к отрицанию существования зла и несправедливости в мире. Промысел Божий в мире, который во всяком случае допустим лишь как неизъяснимая тайна, рационализируется теологическими учениями, и это всегда оскорбительно и для достоинства Бога, и для достоинства человека» («О рабстве и свободе человека»).

Нести крест вслед за Христом - это в том числе быть готовым всякий раз встретиться не только с Ним самим, но и с Его противоположностью. Символически крест состоит из двух пересекающихся планок. Вертикальная как бы осуществляет прорыв к небу, в Царство Христа, в Царство Смысла, горизонтальная этому препятствует и как бы даже перечеркивает его. Поэтому наряду с обретением смысла в жизни мы неизбежно в разные её моменты оказываемся перед нелепостью и явной бессмысленностью некоторых событий этой же жизни! Бог не творец бессмыслицы, как не творец зла и тьмы. Бессмыслица появилась после отпадения мира от источника смысла как Слова жизни. И различные многообразные смерти являются лишь выражением этой бессмыслицы. Злоба и неблагодарность людская, пригвоздившая Иисуса на крест, в конечном счете совершенно бессмысленна и иррациональна, как, впрочем, и всякая злоба и ненависть вообще к кому бы то ни было. И только лишь вера в будущее воскресение вслед за Христом дает выход из этого апофеоза беспочвенности и бессмысленности, проявляющегося в разных нелепых и трагических, в том числе насильственных смертях. Но пока она бывает смешана с горечью утрат и потерь, поскольку мы, люди, несущие в себе образ Божий и неизбежно взыскующие смысла в этой жизни, не всегда можем его найти и бываем явно уязвимы перед неожиданной бессмыслицей, временами навязывающей нам «игру без правил».

размышления

Previous post Next post
Up