"Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных..."

Jul 23, 2023 16:43

Сегодняшний календарный богослужебный отрывок из Рим. 15:1-7, между прочим, читается при совершении таинства Елеосвящения (соборования) в числе одного из семи апостольских чтений. Собираются ради этого Елеосвящения совсем уж не сильные, но как раз те, кто чувствует свою немощь, физическую или духовную. Тогда к кому можно отнести слова "сильные"? С точки зрения истории и контекста послания, имея в виду предыдущую 14-ю главу к Рим., апостол, конечно, имеет в виду себя и своих единомышленников, уже сумевших освободиться от условностей закона Моисея и сбросить с себя его иго. Вера в то, что Христос, придя, освободил всех от этих условностей и показал самое главное в законе, как раз придаёт немало сил и освобождает внутренне. Но тем не менее, такая вера была далеко не у всех, и оставались христиане из иудеев, подходившие к вере по старой привычке законничества. Тем более, что в Торе чётко прописано, что можно есть и что нельзя, какие животные чистые и какие нечистые, не говоря уже о том, что обрезание было наиболее священным догматом веры для иудеев. А тут проповедают некоторые о свободе, о необязательности обрезания для новообращенных язычников или о том, что идолы для нас ничто, поскольку "Господня земля и всё, что наполняет её", или о том, что не то, что входит внутрь чрева извне, оскверняет человека, а то, что исходит из сердца человеческого (злые помыслы), это оскверняет человека! Не всем такая свобода была по душе. Но чтобы не разделялось единое Тело Христа, Павел и предлагает: "немощного в вере принимайте без споров о мнениях" (Рим. 14:1). Соответственно, далее: "Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его" (14:3-4).
Наверно, к тем, кто сейчас хочет быть сильнее в вере, укрепляться в ней и возрастать, могут тоже быть отнесены с оговоркой эти же слова апостола. Разумеется, кто всерьез назовет себя сильным в вере, если даже тот же Павел в другом послании пишет, что скорее будет хвалиться немощью своей и что без Христа мы все со своими делами мало что вообще значим! Ну и разные мнения могут относиться не только к ритуально-обрядовой стороне церковной жизни. В последние годы здесь еще добавилась и общественно-политическая сторона! Но здесь, на мой взгляд, абсолютно всё то же самое. Из многообразной и противоречивой действительности недавнего прошлого и на глазах разворачивающегося настоящего каждый может выхватить разные факты и составить себе картину, наиболее близкую собственному сердцу, и эти картины могут запросто противоречить друг другу. Стоит ли об этом спорить, что-то доказывать, убеждать, если чаще всего человек уже заранее составил себе суд, под который всё время подбирает себе удобные факты? Разумеется, нет, это будет пустая трата времени, а вот человека, немощного в своей вере, но по-своему дорогого, которого мы можем любить совсем не за его выбранную политическую позицию, потерять можно запросто. Чаще всего в этих бесконечных спорах можно проследить обыкновенное самоутверждение и самоугождение - чтобы моя точка зрения непременно взяла верх! Я могу выразить свою позицию, и она у меня более-менее оформлена, но не собираюсь на ней настаивать любой ценой.
Разумеется, в таких случаях каждая оппонирующая сторона может считать другую немощной (вполне вероятно, что некоторые верующие из оппозиционеров готовы записать в немощные почти всю РПЦ, включая патриарха, а себя считать сильнее и праведнее). Пусть так, ну вот и пробуем всё равно носить немощи друг друга и принимать друг друга, как Христос принял нас в славу Бога! (Рим. 15:7). Кто хочет быть сильнее, мудрее, пусть скорее подражает Христу в смирении и самоотречении... А история со временем частично рассудит, кто и насколько был прав или нет, для чего иногда требуются не годы, а десятилетия или даже столетия для беспристрастного и более-менее отстраненного осмысления происходящего на глазах. Впрочем, само восприятие истории уже изначально может быть обусловлено заранее выбранной идеологической позицией, но это уже отдельный вопрос.

библия, размышления, история, писание

Previous post Next post
Up