Где есть любовь и радость от общения друг с другом при прославлении Бога едиными устами и единым сердцем, там и есть Церковь по сути. Где двое или трое собраны во имя Христа. Где этого самого главного нет, даже при наличии хоть каждодневной Евхаристии, совершаемой в храме лишь условно-символически, то есть, формально, там или вовсе нет настоящей Церкви, либо она подавлена, скрыта и не проявляется, поскольку блокировано действие Святого Духа. В церковной древности зафиксированы свидетельства о том, что Дух Святой, призываемый на Дары, мог и не сходить на них, и тогда причастие было только лишь по форме, "понарошку". Однако в дальнейшем сами церковные служители и богословы договорились между собой, что будут считать Евхаристию истинной при соблюдения ряда условий: правильности рукоположения, правильности священнодействия при соблюдении его чина и т.д. А, собственно, что это на самом деле гарантирует-то? Ничего. Но просто так удобнее считать, успокаивая себя самих...
Что такое бесплодная смоковница, которую проклял Христос, сказав, что не будет от нее больше плода вовек? Это оболочка без содержания, без внутреннего наполнения. Пышная внешняя зелень, которая обманчива, поскольку вроде многообещающая на первый взгляд, но плодов уже не в состоянии дать. Это прообраз любого религиозного сообщества, не только иудейского, но и того, которое называет себя христианским. Прообраз и бесплодной отдельно взятой души. Но когда таких душ собирается несколько, пусть даже устами призывая Христа, то может ли количество перейти в новое качество и не будет ли это "церковью лукавнующих" (см. Пс. 25, славянский перевод)?
В общем, не обязательно Церковь там, где блестят купола и где звучит сладкоголосое пение. Она может быть там, но может и не быть или уйти оттуда. Тем более, что начиналась она тогда, когда не было ни храмов, ни куполов с колоколами. А разрушенный Иерусалим в 70 г. - яркий прообраз любой исторической церкви, где забыли самое главное в отношениях друг с другом. И слова Христа о том, что не останется "камня на камне" от главной святыни (в ответ на замечания учеников "посмотри, какие камни, какие здания!") исполнялись в истории совсем уж не только над Иерусалимом! Иудейская война, описанная Флавием, до некоторых деталей удивительно напоминает нынешнюю...
Как же важно все-таки ценить конкретных людей и добрые, близкие и радостные с ними отношения, благодаря за них Бога! А не статус, не место в иерархии, не чины и не регалии с наградами, не членство в ЕС или НАТО, в частности. С собой в вечность это никто не возмет. В вечность может уйти только добрая память о человеке.
И вот мысль о. Александра Шмемана по этому же поводу:
"Церковь так легко становится учреждением, бюрократией, фондом для сбора денег, национальностью, общественным объединением, и это всё искушения, уклонения, извращения той Истины, которая одна должна быть критерием, мерой, авторитетом для Церкви. Как часто люди, "алчущие и жаждущие правды", не видят Христа в Церкви, а видят в ней только человеческую гордыню, заносчивость, самолюбие и "духа мира сего". Всё это Евхаристия судит и осуждает. Мы не можем быть причастниками Трапезы Господней, мы не можем предстоять пред Престолом Его присутствия, приносить Богу в жертву нашу жизнь, похвалу и поклонение, мы не можем быть Церковью, если мы не осудили в себе духа "князя мира сего". Иначе то, что мы принимаем, послужит не к нашему спасению, но к осуждению. В христианстве нет волшебства, и спасает не принадлежность к Церкви, но принятие Духа Христова, и этот Дух осудит не только отдельных лиц, но и собрания, приходы, епархии. Приход как человеческое учреждение легко может заменить Христа чем-нибудь другим - духом мирского успеха, человеческой гордостью и "достижениями" человеческого разума. Искушение всегда рядом, оно искушает..."
(Из сборника "Литургия и жизнь", Издательство ПСТГУ, 2018 г., с. 90)