Немного о т.наз. заповедях блаженств

Jun 19, 2023 11:37

С них начинается Нагорная проповедь Иисуса по Матфею. По их поводу за все прошедшие 2000 лет написаны бесчисленные тома комментариев и толкований, поскольку сами утверждения о блаженствах отнюдь не просты для понимания и восприятия. Даже не знаю, с каких пор их почему-то стали называть "заповедями блаженств" и кто этому положил начало! Ведь по форме и по сути это совсем не заповеди. Заповедь сама по себе либо призывает к чему-то (делай то, поступай так), либо наоборот ограждает от чего-то (не делай - не сотвори кумира, не произноси имя Божие напрасно и т.д.). В утверждениях о блаженствах ничего подобного нет и близко! Кроме разве что завершающего заключения, подытоживающего последнее блаженство, а может быть и все вышеперечисленные: "Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах". Но и это трудно назвать заповедью в прямом смысле слова.
Но если это не заповеди, то что это такое? Пожалуй, это скорее характеристики тех людей или того их состояния, настроения, которое означает их близость к Царству Небесному, причастность к нему. Характеристика же ни к чему не призывает, ни от чего не ограждает, а просто констатирует факт.

И в этом парадоксальность этих блаженств. Правда, есть варианты перевода "блаженны" как "счастливы" или "счастливые", для некоторого прояснения смысла, который не всем может быть сразу понятен. Но этот перевод обедняет и сужает смысл слова. Счастье может быть частным случаем блаженства, которое, конечно же, шире, чем просто счастье, понимаемое, к тому же, различно, да и само счастье понятие относительное. Вспоминается А. Блок: "Что счастие? Короткий миг и тесный, забвенье, сон и отдых от забот..." Сегодня человек себя чувствует счастливым, а завтра может быть совсем иначе. А вот блаженство - то, что неот'емлемо от тех людей, которых имеет в виду Иисус (нищие духом, плачущие (точнее просто скорбящие), кроткие, алчущие правды, милосердные, чистые сердцем, миротворцы, гонимые за правду. И это с точки зрения Бога (Иисуса) - об'ективный момент. Эти люди - причастны к благам Бога и потому блаженны, они благословенны Богом. Даже если сами они не всегда и не до конца это понимают. Кому-то как раз даже может показаться, что у него не все в порядке, что он оставлен Богом из-за того, что его постигла скорбь, неудача, нищета как частный случай неприятностей ( в редакции Луки по древним спискам: "Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие", и напротив: "Горе вам, богатые..."), отвержение, гонение и т.д. Но это совсем не обязательно так! Как раз наоборот, по словам Христа, те, кто в этой жизни здесь и сейчас выглядят первыми, могут оказаться последними. И последние с точки зрения "приличного общества" у Бога могут стать первыми. Не обязательно они, конечно, такими станут, но вы, те, у кого все хорошо в плане богатства, почета, славы и общественного влияния, не гордитесь этим, не презирайте ничего не значащих в глазах большинства, не судите по наружности, но справедливым судом судите!..

Вообще эти характеристики причастности Царству Бога, следующие одна из другой или перетекающие одна в другую, по-своему потусторонни или трансцендентны этому миру. Состояния, указанного в них, так просто волевым усилием не достигнешь. Но в них кроется большая надежда на то, что именно Бог будет действовать в тех, кто искренне возжелал Его Царства. Которое к тому же не где-то в мире абстрактных идей, но внутри нас и посреди нас может раскрываться, в том числе здесь и сейчас, вопреки перипетиям и пертурбациям мира сего.

размышления

Previous post Next post
Up