Дом Бердяева, находящийся по адресу в Кламаре, 83 rue du Moulin-des-Pierres, где философ прожил с 1925 по 1948 годы (фото мои, 2011 года):
Здесь после 1950-х годов, когда дом отошел в церковную собственность, жили разные клирики Трехсвятительского подворья, что в 15-м округе Парижа, включая последние годы.
Кабинет Бердяева, слава Богу, содержится прилично и в чистоте. Библиотека отсортирована и приведена в порядок.
На письменном столе стараются хранить расположение предметов в точности таким, каким оно было в день смерти Н.А. 24 марта 1948, включая отрывной календарь, открытый на этой дате.
На первом этаже на месте той большой комнатки, где устраивались философские беседы и диспуты с чаепитиями, в которых принимал участие, например, Жак Маритэн, в конце 1950-х устроили домовой храм в честь Св. Духа. В котором, впрочем, никогда не было регулярных богослужений, в среднем только пару раз в год.
Иконы росписи инока Григория Круга.
Фото лета 2015-го:
При входе у калитки - пышные заросли киви, созревали, примерно к октябрю-ноябрю.
Сад во дворе дома.
Крыльцо
В саду миниатюрный прудик:
Из окна комнаты, где я ночевал там в последний приезд, вот такой вид, с 1940-х годов особенно не изменившийся, не считая современных автомобилей:
Из кабинета, этажом выше:
Когда я начал искать могилу Н.А. в один из последних приездов туда, ко мне подошел местный работник, спросив, не заблудился ли я. Я сказал, что нет, спасибо, всё нормально. Но потом я вскоре понял, что по-своему заблудился, и без посторонней помощи место захоронения Бердяева сам не найду (один-единственный раз я был здесь более 10 лет назад, когда кто-то из знающих мне могилу показывал). Встретив в очередной раз этого смотрителя, я уже попросил у него помощи. Он был в курсе, и послал в помощь мне его молодую помощницу. С которой, однако, поиски не увенчались успехом. Тогда уже в третий раз он подключился сам (девушка-помощница почему-то подумала, что это в иудейской части кладбища, представив себе, что он иудей), но служитель её справедливо поправил, заметив, что там единственный восьмиконечный православный крест! Так, наконец, мы дошли до этого места, и теперь я уже его не забуду.
Здесь же похоронена жена Бердяева Лилия и кто-то еще из их близких, судьбы которых мне не известны.