Каждый раз перед наступлением Великого поста православный календарь предлагает воспоминание об "изгнании Адама из рая". И с первых великопостных дней предлагаются чтения начальных глав книги Бытия, где повествуется о творении мира, о первых людях в первозданном раю и об их грехопадении, что было важным элементом в древней практике оглашения тех, кто готовился принять крещение. Это, конечно, не буквальная история того, как оно было на самом деле, но всё равно это важнейшая часть Откровения, выраженная в образах и символах, понятных и близких людям той далёкой от нас культуры. Современным людям бывает иной раз странно читать эти строки, над которыми к тому же находились охотники поиронизировать. С исторической или религиоведческой точки зрения можно находить влияние египетских или вавилонских мифов на это библейское повествование, но это не имеет для нас никакого значения, тем более, что и другие народы не были чужды каким-то духовным прозрениям. Но это повествование неизбежно будет осмысливаться каждым поколением христиан и каждым из нас по-новому в разные периоды жизни; даже если образы, данные там, древние, нельзя сказать, что они устаревают.
Одна из возможных (разумеется, отнюдь не единственно возможных!) интерпретаций:
Рай это единство с Богом, полная гармония отношений с Ним, так сказать, "лицом к лицу", где главенствует любовь, доверие и согласие. Соответственно, ад - противоположное состояние вне Бога, "тьмы внешней", где нет любви и любить невозможно. Что-то произошло в раю с "венцом творения" Бога, созданным по Его образу и подобию, что нарушило эту гармонию, эту связь. Повествование Библии говорит о змее, который был "хитрее всех других зверей", и он начал нашёптывать Еве некие сладкие и заманчивые обещания, а она, соответственно, побудила послушать их Адама.
В общем, "чужой голос" обещал им нечто лучшее, нежели то, что у них уже было и что им дал Бог! И послушавшись этого голоса, они утеряли то, что имели.
"Изгнание из рая" - уже следствие этого проявленного недоверия, но отнюдь не немедленное. Я не думаю, что всего лишь одно это первоначальное недоверие или ошибка прародителей могло роковым образом повлиять на всё дальнейшее человечество (кто же вообще не ошибается? на ошибках учимся!), поскольку в том же повествовании далее говорится о том, что они стали сначала "скрываться" от лица Бога, а потом оправдываться, сваливая ответственность в случае Адама на Еву, а Евы на змея. Дальнейшее отпадение людей от Бога и утеря рая нарастали лавинообразно, подобно тому, как один камешек может увлечь за собой много разных других, что приводит к общему обвалу. Но на ранних стадиях этого отпадения, конечно, возможен был обратный путь возвращения! На более поздних уже нет - пройдена "точка невозврата".
Но даже в нашем падшем мире сохраняются крупицы былого рая, разбросанные везде, в том числе и там, где этого не ожидаешь вообще. Поскольку Бог не покинул наш мир. И чтобы частично обрести рай и не утерять его в дальнейшем, важно БЛАГОДАРИТЬ за то, что у тебя есть. Если же не благодарить, но воспринимать всё хорошее, как должное, становясь в позу потребителя (ещё! ещё! мало!), то это хорошее очень легко утратить, причем незаметно для себя. Не удовлетворяться окружающей действительностью полностью - нормально и неизбежно (и это тоже отголосок общей нашей метафизической памяти о "потерянном рае"). Но впадать в противоположную крайность от этого неудовлетворения, забывая про благодарение за то хорошее, что уже есть, - опасно и губительно. Стремясь к чему-то лучшему, часто иллюзорному и воображаемому, рискуешь потерять то, что уже и так имел, по известной поговорке "что имеем, не храним, потерявши, плачем". Враг рода человеческого постоянно подзуживает кого-то из нас, чего-то обещает, "золотые горы", "светлое будущее", прогресс, справедливое общественное устройство, ради которого массы людей готовы положить свои жизни и расправиться с противниками, имеющими совсем другие взгляды на это будущее. Но рай как был утрачен изначально, так и остаётся далеким! Более того, на земле воцаряется ад, в том числе в виде всякого насилия и военных конфликтов. Которые, надо признать, сопровождали человечество всю его историю, в том числе, увы, и историю христианскую...