«...Мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня»
(1 Коринф. 3:9-15)
У Бога, как известно, прошлое, настоящее и будущее едино. Поэтому и Его суд, который нами воспринимается как то, что принадлежит будущему, совершается уже здесь и сейчас, на протяжении всей истории человечества, но преимущественно христианской истории. Соответственно и намёки на то, что прочно и вечно, что устоит при любых обстоятельствах и любой политической власти, а что наоборот потерпит крах, даются постоянно. Иногда в отдельные периоды - ещё более ясно и обострённо.
Но пока ещё пшеница и сорняки, мусор и драгоценности перемешаны и окончательно не отделены с точки зрения времени. Золото любви или её драгоценные камни, серебро милосердия и сострадания ценны во все эпохи, хотя могут быть пренебрегаемы и не всегда замечаются и оцениваются с благодарностью в текущий момент. Деревья тщеславия, сено мирской суеты и материалистической цивилизации, солома превозношения, ложных идей и т.д. наоборот чаще пользуются большим спросом и популярностью. И вот бывает, что ещё при жизни на наших глазах то, что казалось ценным, незыблемым и не подвергалось никакому сомнению, начинает колебаться, шататься или просто рушиться, сгорая в пожарах, реально или образно. Потому что суд идёт, и Апокалипсис как процесс отделения пшеницы от плевел или выжигания мусора, того же сена или соломы совершается всё время. «Потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12:29). Это о том же, что говорил Иисус насчёт домов, построенных на камне (скале) или на песке (Мф. 7:24-27). Между прочим, Новый Иерусалим, описанный в конце Апокалипсиса Иоанна, как раз состоит из тех самых драгоценных камней, которые символизируют славу и красоту душ святых. «...И сами, как живые камни, созидайте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Петра 2:5).
А поскольку в каждом из нас есть вечный образ Бога, но есть и что-то наносное, постороннее, чуждое ему, что кажется людям своим собственным и от чего совсем не хочется отказываться, не говоря уже о разных обществах и странах в целом, то разные скорби или даже бедствия выступают в роли горьких лекарств или средств прижигания. Поэтому, жги, Господи, попаляй везде терния злобы, ненависти, смиряй всех, как Ты знаешь Сам. Но и пусть из вечности на нас падают «листья для исцеления народов» (Откр. 22:2). Гряди, Господи Иисусе! Да приидет Царствие Твое!