Теперь будут три православные церковные юрисдикции на Украине?

May 29, 2022 22:33

Последний собор в Киеве УПЦ МП фактически принял решение о полной независимости (автокефалии) от РПЦ МП. Вполне ожидаемо, что с этим решением часть украинской паствы не согласится. И тогда получается следующая ситуация:
- есть ПЦУ, легализованная Константинопольским патриархом и не признанная РПЦ и большинством православных поместных церквей;
- есть УПЦ МП, теперь фактически уже бывшая и тоже автокефальная, при этом не имеющая общения с ПЦУ, но и не подчиняющаяся отныне РПЦ МП, а просто признающая её в ряду разных поместных православных церквей;
- и останется часть бывшей УПЦ МП, которая сохранит своё подчинение РПЦ МП (прежде всего, очевидно, на территории ДНР/ЛНР, Крыма и других подконтрольных России областей).
Поминовение патр. Кирилла прекращается в приходах отныне независимой УПЦ.

Собор УПЦ принял следующее постановление:

1. Собор осуждает войну как нарушение Божьей заповеди «Не убий!» (Исх.20:13) и выражает соболезнование всем, кто пострадал в войне.
2. Собор обращается к власти Украины и власти Российской Федерации с просьбой продолжать переговорный процесс и поиск сильного и разумного слова, которое смогло бы остановить кровопролитие.
3. Выражаем несогласие с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по поводу войны в Украине.
4. Собор принял соответствующие дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви, свидетельствующие о полной самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви.
5. Собор утверждает постановления Соборов епископов Украинской Православной Церкви и решения Священных Синодов Украинской Православной Церкви, заседания которых состоялись после последнего Собора Украинской Православной Церкви (8 июля 2011). Собор одобряет деятельность Управления делами и Синодальных учреждений Украинской Православной Церкви.
6. Собор имел суждения о возобновлении мировоззрения в Украинской Православной Церкви.
7. На период военного положения, когда связи между епархиями и церковным руководящим центром осложнены или отсутствуют, Собор считает целесообразным предоставить епархиальным архиереям право самостоятельно принимать решения по тем или иным вопросам епархиальной жизни, относящимся к компетенции Священного Синода или Предстоятеля Украинской Православной Церкви, с последующим, при восстановлении возможности, информированием священноначалия.
8. В последнее время перед нашей Церковью особенно остро встал новый пастырский вызов. За три месяца войны за границу были вынуждены выехать более 6 миллионов граждан Украины. Главным образом это украинцы из южных, восточных и центральных областей Украины. Значительная часть из них - верные чада Украинской Православной Церкви. Поэтому в Киевскую Митрополию Украинской Православной Церкви приходят обращения из разных стран с просьбами открыть украинские православные приходы. Очевидно, что многие наши соотечественники вернутся на Родину, но немало из них останутся на постоянное проживание за рубежом. В связи с этим Собор выражает глубокое убеждение, что Украинская Православная Церковь не может оставлять своих верных без духовной опеки, должна находиться рядом с ними в их испытаниях и организовывать церковные общины в диаспоре. Необходимо и дальше развивать миссию за рубежом среди православных украинцев для сохранения ими своей веры, культуры, языка и православной идентичности.
9. Осознавая особую ответственность перед Богом, Собор выражает глубокое сожаление в связи с отсутствием единства в украинском Православии. Существование раскола Собор воспринимает как глубокую болезненную рану в церковном теле. Особенно досадно, что последние действия Константинопольского Патриарха в Украине, следствием которых стало образование «Православной Церкви Украины», лишь углубили недоразумения и привели к физическому противостоянию. Но даже в таких кризисных обстоятельствах Собор не теряет надежды на возобновление диалога. Для того чтобы диалог состоялся, представителям ПЦУ необходимо:
• прекратить захват храмов и принудительные переводы приходов Украинской Православной Церкви.
• осознать, что их канонический статус, как он зафиксирован в «Уставе Православной Церкви Украины», является фактически неавтокефальным и значительно уступает свободам и возможностям в реализации церковной деятельности, которые предусмотрены Уставом об управлении Украинской Православной Церкви.
• решить вопрос каноничности иерархии ПЦУ, ведь для Украинской Православной Церкви, как и для большинства Поместных Православных Церквей, вполне очевидно, что для признания каноничности иерархии ПЦУ необходимо восстановление апостольской преемственности ее епископов.

Собор выражает глубокое убеждение, что залогом успеха диалога должно стать не только желание к восстановлению церковного единства, но и искреннее стремление выстраивать свою жизнь на основе христианской совести и нравственной чистоты.

10. Подводя итоги проделанной работы, Собор преподносит благодарственную молитву Господу Милосердному за возможность братского общения и выражает надежду на прекращение войны и примирение враждующих. По словам святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, пусть со всеми нами, особенно братьями и сестрами во Христе Воскресшем, будут «благодать, милость и мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1:3).

Комментарий свящ. Георгия Максимова:

"Из всех возможных вариантов действий собор УПЦ принял самый ошибочный. И, хотя само слово "автокефалия" не употреблено в тексте, но объявленная "полная самостоятельность и независимость" местной Церкви вкупе с самостоятельным варением св. мира это и есть автокефалия. На разбойничьем соборе в Киеве решили даже не заморачиваться попытками канонического получения автокефалии, а просто повторили путь несчастного Филарета Денисенко, точно так же самочинно провозгласившего "полную самостоятельность и независимость Украинской Церкви".
Напомню, что согласно уставу Украинской Православной Церкви, она является " самоуправляемой ЧАСТЬЮ Русской Православной Церкви" (1.5) и "соединена с Поместными Православными Церквами через Русскую Православную Церковь" (1.3).

Будучи частью Русской Церкви, она не имеет канонических полномочий единолично принимать решение об отделении от целого. И, отделившись от Русской Православной Церкви, она, согласно собственному же уставу, теряет единство и с остальными Поместными Церквами, оказываясь на положении раскола.

Согласно Уставу, собор Украинской Православной Церкви имеет обязанностью "сохранение канонического единства Украинской Православной Церкви, а также её канонического единства с Русской Православной Церковью" (2.6.б). Сегодняшний Киевский собор грубо нарушил эту свою обязанность, потому и является разбойничьим. Как и собор 1-3 ноября 1991 года под председательством Денисенко.

Тяжкая скорбь охватывает при виде этого и поначалу трудно поверить, что это все-таки состоялось, так хочется верить, что это ещё не до конца и произошедшее можно исправить... Но то же чувствовали многие и тридцать лет назад. Увы, хотя лучшая часть Украинской Церкви тогда отвергла этот путь, но произошедший раскол уже никуда не исчез. Так и сейчас - ещё нужно будет дождаться реакции Русской Православной Церкви, ещё потребуется какое-то время для того, чтобы клирики и верующие УПЦ определились относительно сегодняшнего происшествия, - а немало, особенно на Востоке Украины и в Крыму, не поддержат его. Всё это займёт какое-то время, но самое главное уже произошло, - новый раскол на теле многострадального Украинского Православия

На сайте Донецкой епархии заявлено, что "Решением Собора УПЦ изменения в Уставе не коснутся ряда епархий, среди которых и Донецкая епархия", однако в самом постановлении Киевского собора таких слов нет, равно как и перечня этих епархий. Разумеется, не может быть одновременно два противоречащих друг другу устава в УПЦ, равно как и то, что одна часть заявляет себя "полностью независимой", а другая часть епархий будет считать себя по-прежнему частью Русской Православной Церкви и поминать Патриарха. Либо одно, либо другое и, думаю, скоро это разделение окончательно оформится".

image Click to view



Комментарий c другого полюса архим. Феогноста Пушкова:

image Click to view

жизнь церковная, политика, полемика

Previous post Next post
Up