Из Читинского дневника (8)

Jan 02, 2022 15:52

18 февраля 2000

14 февраля, как раз под Сретение, наш кафедральный собор встретил нового правящего архиерея - еп. Евстафия. С первого взгляда он мне пришёлся по душе, да и многим другим тоже. Внутреннее спокойствие, умиротворённость чувствуются в нём. Это должен быть хороший духовник и молитвенник, и ещё до приезда его в Читу я узнал, что у него есть духовные чада в Москве, которые специально ездят к нему в Ростов исповедоваться, и о нём все рыдают по поводу его отъезда. Ему 49 лет, в 1980 г. принял постриг в Троице-Сергиевой Лавре, учась в Академии; с 1982 г. - иеромонах, с 1984 г. - игумен. Принимал участие в восстановлении Данилова монастыря, в 1988 г. стал восстанавливать Толгский монастырь и был духовником обители, а с 1991 г. - наместник Спасо-Яковлева монастыря в Ростове Ярославской обл. Хиротония его состоялась 30 января в Богоявленском соборе. Имел с ним личную беседу, подробно исповедовался у него, по поводу в том числе и отношений моих с о. С. На исповеди он предостерёг меня от гордыни, а в беседе хорошо наставил меня, лишь подтвердив мои собственные внутренние опасения по поводу того, есть ли воля Божия на мой возможный отъезд отсюда ближайшим летом. Он отсоветовал мне что-то искать лучшее, суетясь и проявляя собственную волю. Есть возможность служить у престола - служить надо, благодаря Бога: "Пойте Богу нашему, пойте!", и там, где Господь поставил. Можно, конечно, добиваться каких-то внешних улучшений в своей жизни, и в каждом человеке такое стремление заложено; даже добиваться в этом значительных успехов. Но при этом неизбежно потерять мир в душе, проиграть в духовном плане, да и просто сойти с ума.* Я ещё раз почувствовал, что у этого владыки можно многому поучиться, и не надо никуда стремиться уезжать пока.

2 марта
Наступила весна. 29 февраля впервые оттепель, вчера слабый мороз, сегодня -1, но солнечно, капель, снег сходит.

6 марта
Но снова похолодало, увы, задули ветры, днём -10-12, а ночью обещают уже -30. Ну а от лёгких морозов между мной и и.о. настоятеля о.С. вряд ли куда денешься, я уж с этим давно смирился. Умер Виктор Щёголев, которого я крестил в ноябре, а в декабре соборовал - совершенно неожиданно для меня и его родных... Уже дело шло на поправку, но Виктор внезапно заболел двусторонней пневмонией и в течение четырёх дней угас в реанимации.
Преосв. Евстафий уже во второй раз уехал в Бурятию. Там он хочет открыть два монастыря - мужской в с. Посольское и женский в с. Батурино. Меня с ним тянет о многом поговорить, поделиться своими впечатлениями. Третий год живя в Чите и Забайкалье, всё больше убеждаешься, что здесь вся наша Россия в миниатюре именно со всеми её болями и проблемами, которые здесь доведены до логического завершения или же до полного абсурда. Здесь всё более выпукло и прозрачно. Месяцами люди не получают своей зарплаты, спасаясь, кто как может, дачными участками и мелкой куплей-продажей. Уровень жизни в Читинской обл. один из самых низких по всей Сибири и по России, притом, что край природными ресурсами не обделён: тут тебе и золото, и уран, и цветные металлы, и лес, и минералы, и овцеводство, а наши соседи-китайцы с этого имеют значительную выгоду, а кроме китайцев кое-кто, видимо, из местных, наживающих на этом несметные состояния...

<Далее следуют пространные записи, позже использованные для статьи в журнале "Миссионерское обозрение", №5(79) за 2002 год, которые я здесь повторять не буду.>

...К сожалению, несколько месяцев в кафедральном читинском храме вообще не было ни Библий, ни Новых Заветов, за что мне как священнику было просто стыдно: сектанты распространяют Новые Заветы в изобилии, а в центральном храме епархии нет самой главной книги всех христиан! Когда в декабре последний раз закупали товар в Москве, я говорил об этом благочинному, но он как-то остался равнодушен и безучастен к моим просьбам. А то, что привезено владыкой из Ярославля, мало, конечно. Хорошо бы запастись большим количеством Новых Заветов в виде брошюр: есть спрос среди заключённых, да и горожане всё же слушаются моих рекомендаций и могли бы покупать их, тем более, что толстая Библия не всем доступна по цене. Нужна элементарная евангелизация здешнего населения!
Венчающихся здесь и раньше приглашали сначала на исповедь и причащение, но поскольку в подавляющем большинстве случаев эти люди крещеные только формально и от церковной жизни слишком далеки, я также зову их на огласительные беседы, а потом по поводу венчания разговариваю с ними отдельно. К сожалению, во всём этом я не нахожу понимания среди остальных священников. 4 декабря на Введение, когда пограничники отмечают свой праздник, в очередной раз были устроены массовые крестины солдат, офицеров и присоединившихся к ним их жён и детей. Набилось более 80 чел., наверное: сутолока, духота, и толком ничего я сказать им не смог, тем более помолиться, и более двух часов мы с отцом Андреем Кисовым протратили, я считаю, совершенно впустую. Я после этого о. Виталию твёрдо и откровенно сказал, что это профанация и надо с этой "забайкальской" манерой кончать: лучше пусть он заранее предупредит меня о готовящемся крещении, и я подготовлюсь и приеду в часть и проведу беседу. То же самое внушал и командирам. Обещали учесть - и командиры, и о. Виталий. Поживём - увидим.

Очень много языческих пережитков вокруг отпевания и погребения усопших. Я охотно каждый раз проповедую, когда отпеваю на дому, читая Апостол и Евангелие по-русски (как и на крещении), но в современной приходской практике есть также устойчивая традиция т.наз. заочного отпевания, которая меня ввергает просто в тоску, ибо она невольно способствует закреплению в народном сознании фантазий, весьма далёких от учения церковного. В самом деле, заочное отпевание отличается от панихиды только лишь тем, что в первом случае принято давать благословенную землю или песочек по окончании всех молитв, ну и Апостол с Евангелием прочитываются, которые заказчики отпевания всё равно не слышат. А цена на эту требу всегда выше, чем на панихиду, раза в 2-3, и каждый ждёт по окончании именно эту-то землю, которая является самым желаемым предметом. Люди так и говорят, что пришли "отпеть землю", и самый животрепещущий вопрос у них, можно ли её вносить домой или нет. Терпеливо каждый раз объясняешь, что земля эта душе усопшего ничего не принесёт, ибо она давно уже в другом измерении, важна наша общая молитва, но факт остаётся фактом: помолиться ведь и на панихиде можно, а заочное отпевание - нечто другое: земля ведь даётся, а цена выше! Но, насколько я понимаю, практика заочного отпевания распространилась в церковном быту именно в последнее, советское время, чему, видимо, поспособствовала Вел. Отечественная Война?..
---------------------
*Такое впечатление, что еп. Евстафий говорил это и о себе самом в будущем. Я совершенно искренне писал о нем тогда именно то, что написал, но уже в 2001-м приходилось недоумевать и в чем-то разочаровываться. С позиции прожитых лет и накопленного опыта сейчас понимаешь, как власть может быстро портить в том числе и тех людей, даже лучших из них, которые изначально отличаются ревностью, благочестием, молитвенностью и вообще хорошими духовными дарами, но в которых уже некоторым образом заложен потенциал гордыни,
честолюбия и любоначалия.

И фото с цветной вкладки журнала

сувениры забайкальские, размышления, личное, история

Previous post Next post
Up