"Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает"

Mar 13, 2021 17:33

Другие варианты чтения стиха Рим. 14:22

"Веру, которую ты имеешь, имей для себя, пред Богом. Блажен тот, кто не осуждает себя за то решение, которое принимает" (еп. Кассиан).

"Держи свои убеждения на этот счёт про себя, пусть о них знает только Бог. Счастлив человек, который не осуждает себя, поступая по своим убеждениям" (В. Кузнецова).

И далее следует вывод: "всё, что не по вере - грех" (ст. 23).
Это касается отнюдь не только видов пищи (кошерной или некошерной в случае христиан из иудеев и не придававших этому никакого значения обращенных в веру язычников во времена апостола Павла), причём в современном варианте, скажем, взятого на себя облегчённого варианта поста, или наоборот более строгого, но и вообще всего, что есть в нашей жизни. Духовной или светской - без разницы. В церковной среде часто встречается психологический тип людей, которые всего опасаются, всегда сомневаются в себе и готовы бесконечно задавать вопросы типа "батюшка, это грех? не грех?" (особенно среди женщин). К сожалению, невротизации таких людей ещё и "помогают" люди другого типа, которые любят поучать других, всегда всё знают, "как положено" или "как правильно", а при случае рады и покомандовать над другими, постращать тех, которые ещё мало в чем разбираются. Так вот, уверенность в себе, в том, что сделанный выбор правилен или, как минимум, непредосудителен, очень важна. И неважно, кто, когда, как и что будет по этому говорить, ибо говорят и думают всегда разное. Обретая веру по крупицам, нельзя терять голову, иначе можно потерять и то, и другое, то есть, вообще всё.
Слово "вера", надо отметить, многозначное, но здесь это сродни однокоренному "уверенность". Неуверенного в себе, во всём, что он/она делает, всегда ещё и гонять, и помыкать им будут - увы, таков закон падшего мира. И получается, что греху в данном случае противоположна не столько добродетель, сколько ВЕРА - как уверенность (и в невидимых вещах, и в себе самом, и в своем собственном выборе), и доверие, конечно же, Богу и людям, пусть не всем, но как минимум близким и друзьям. Мы грешники уже в силу того, что никто не может сказать о себе, будучи в трезвом уме, что у него избыток веры. Веры всегда не достаёт по определению! Ну и когда следуют эти бесконечные вопросы про "это грех? не грех?", конечно же, это тоже следствие, во-первых, какого-то ложного перфекционизма или законничества, при котором хочется, чтобы всегда "всё было правильно", а во-вторых, очень слабой веры в то, что Иисус пришел грешников как раз и спасать, и раз мы чувствуем, что нуждаемся в этом, то наши многочисленные песчинки греха ничто по сравнению с океаном любви Иисуса. Это не значит, что можно быть безответственными перед Богом (об этом как раз притча о последнем суде у Мф. 25: 31-46), но бесконечное копание в себе или вопрошание других, что грех и что нет, как раз не проясняет нисколько суть дела, но наоборот затемняет. Ибо всё в этом мире относительно, включая, между прочим, и сами представления о том, что суть грехи и добродетели. Один скажет "грех", другой "нет", и что дальше? Только Бог и может через собственную совесть подсказать, что в данном конкретном случае для меня есть грех как нарушение Его воли или поступок против Его любви.
Всем большей уверенности и внутренней свободы в период "постной весны"!

библия, размышления, писание, богослужение

Previous post Next post
Up