Женская проповедь в православной церкви: почему бы нет?

Oct 24, 2020 14:47

Обычно в пользу отрицательного ответа основываются на словах апостола Павла, например:
"Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви" (1 Кор. 14: 34-35).
Или еще:
"Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии" (1 Тим. 2: 11-12).
Но вот сегодня, например, по церковному календарю память апостола Филиппа, одного из семидесяти апостолов и семи диаконов, об избрании которых говорится в Деяниях, 6-й главе. Конечно, это были никакие не диаконы в последующем и тем более современном варианте трехступенчатой церковной иерархии (епископ-пресвитер-диакон), тем более, что в тексте они так и не называются: Стефан, первый из них, был пламенным проповедником, за что и пострадал вскоре до смерти; Филипп тоже был проповедником, помимо того служения вокруг трапез, на которое они были избраны (см. 8-ю главу Деяний). Как следует далее из повествования, у Филиппа была семья и дом в Кесарии палестинской: "...Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него. У него были четыре дочери девицы, пророчествующие" (Деяния 21: 8-9). Где эти девицы могли пророчествовать? Разумеется, прежде всего в церковном собрании, а вовсе не у себя дома.
Вообще это вполне в русле всей библейской традиции Ветхого Завета, начиная с того, что сестра Моисея и Аарона Мариам была пророчицей (Исх. 15: 20), и кончая пророчицей Анной, дочерью Фануила из колена Асира (Лк. 2: 36).
Разумеется, ситуация в только что образованных церквях, где преобладали христиане из язычников, могла быть другой, отличной от той, что была среди иудеохристиан. Женщины у греков и римлян были в социальном плане более задвинуты, чем мужчины, и чаще были неграмотными, обреченными вести домашнее хозяйство, и среди них было наверняка очень мало тех, кто знал Писание. Кроме того, среди них легче могли распространяться разные суеверия, имея в виду которые, ап. Павел писал к Тимофею: "Негодных же и бабьих басен отвращайся" (1Тим. 4: 7). В то же время и апостола Павла, воспитанного в строгой фарисейской традиции, не стоит представлять себе таким уж "женоненавистником". В той же Коринфской церкви была некая Фива, "диаконисса церкви Кенхрейской" (Кенхрея - гавань Коринфа), которую Павел с удовольствием и уважением рекомендует (Рим. 16:1)... впрочем, кому? Римлянам, которых он в глаза до сих пор не видел, или же скорее общине Ефеса?... О происхождении 16-й главы Рим. можно найти уместные замечания Ф. Фаррара в "Жизнь и труды апостола Павла". В любом случае, хотя мы и не знаем точно, какими полномочиями обладали диакониссы в древней Церкви (по этому вопросу есть разные точки зрения, однако изучение древнего обряда поставления диаконисс привело многих современных исследователей к мнению, что он полностью соответствует таинству церкви в современном значении), можно тоже предполагать, что они не "молчали". Весь вопрос в подготовке, образовании и собственно проповедническом таланте. Если кто-то из женщин хорошо знает Писание и может качественно прокомментировать какой-то его отрывок в церковном собрании, как это делается в протестантских церквях, - почему нет?

Замечу на всякий случай, что вопрос о женском священстве я не ставлю. Только о проповедническом служении женщин, которое, между прочим, к иерархическому священству изначально не привязано.

библия, писание, жизнь церковная, богослужение

Previous post Next post
Up