Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий (Мф. 10:23).
Что этим хотел сказать Иисус?.. Видимо, это одно из самых неоднозначных мест Евангелия. Если смотреть толкования древних отцов Церкви, то они в основном склонялись к тому, что здесь идёт речь не о следующем втором пришествии Христа, а лишь об относительно кратком временном расставании с учениками в рамках этого текущего хода событий до того, как Он снова встретит их, причем еще до Его страданий и Воскресения! Такой точки зрения придерживаются Иоанн Златоуст, блаж. Феофилакт, Феодор Мопсуэстийский. Наоборот, свят. Иларий Пиктавийский считал, что речь идет о следующем пришествии Иисуса, причем: "чтобы показать, что язычники поверят проповеди апостолов и остальной Израиль уверует только тогда, когда произойдет Его второе пришествие, Он сказал: Не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. Это значит, что после того, как будет исполнено дело спасения язычников, Израиль будет утвержден в Церкви для того, чтобы дополнить число святых во время Его Пришествия во славе". Но это уж слишком своеобразная интерпретация! Если стать на первую точку зрения, которая по-своему логична в том контексте, что Иисус избрал 12 учеников для проповеди прежде всего в Израиле (его 12 коленам), то другие слова отрывка 10:32-31, в частности, стихи 26-28 ("не бойтесь их... что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях..., и не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить... у вас же и волосы на голове все сочтены") явно имеют в виду будущие гонения. Которых еще не было на учеников при земной жизни Христа, но они наступили как раз в первые годы по Воскресении! Об этом же говорят и другие стихи этой же 10-й главы (с 17 по 22, что "будут отдавать вас в судилища..., поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками" и т.д.). Если же принять вторую точку зрения, что всё-таки речь о втором пришествии Христа, то Иисус сам дал повод ученикам и последующему поколению христиан думать, что Его пришествие должно быть уже совсем скоро, пусть его сроки пока еще не определены и неизвестны никому.
О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк. 13:32).
Вполне возможно, что Иисус чисто по-человечески хотел, чтобы завершение всей истории было быстрым. Это не было погрешностью, как и в том случае, когда Иисус молился в Гефсимании: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26:39). Как человек, ограниченный во времени и пространстве и притом прошедший все стадии развития, начиная с младенчества, Иисус не мог обладать полнотой всеведения, в отличие от Отца (и потому, с одной стороны, "Я и Отец одно" (Ин. 10:30), а с другой "Отец Мой более Меня" (Ин. 14:28).
Кроме этого, стоит отметить, что среди евреев на рубеже двух Заветов было устойчивое мнение, что перед наступлением мессианского века люди будут проходить период бедствий, страданий и катастроф. И этот период любили сравнивать с муками женщины при родах! Иисус озвучивает это мнение, вполне принимая его. И когда Он говорит о признаках последних времен, то упоминает, что "всё же это - начало болезней" (Мф. 24:8). Но здесь не просто имеются в виду "болезни", а именно родовые муки, боли при родах, родовые схватки (ἀρχὴ ὠδίνων). И апостол Павел также озвучивает это представление, когда пишет: "Вся тварь совокупно стенает и мучится (συνωδίνει - мучится родами) доныне... и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего"" (Рим. 8:22-23). "Вся тварь" - либо всё человечество, либо даже весь мир, включая животных и растений (опять же, возможны разные истолкования). Жизнь каждого из нас - не что иное, как муки рождения для вечности.