Современный атеизм как мировоззрение или агностицизм с атеистическим оттенком можно смело охарактеризовать как прямой продукт всей предшествующей иудео-христианской цивилизации. В некоторых моментах, прежде всего философско-этических, он может представлять собой даже высшую стадию развития этой цивилизации. Подчеркиваю - в некоторых, но далеко не
(
Read more... )
Так вот, можно полностью согласиться с этим:
Итак, мы утверждаем, что Причина всего, будучи выше всего, и несущностна, и нежизненна, не бессловесна, не лишена ума и не есть тело; не имеет ни образа, ни вида, ни качества, или количества, или величины; на каком-то месте не пребывает ,... и т.п.
но ни в коем случает нельзя согласиться с этим:
С другой стороны, всякое библейское откровение, запечатленное в словах, - своего рода "умаление" Бога, совлечение от Его таинственной недоступности и снисхождение к людям в их временную историю.
Бог открыл людям информацию о себе самом. Он ее сообщил не просто так, а для того, чтобы мы верили в это. И именно теми словами, которые в наилучшей степени подходят для нас, для нашего разума, для нашего знания, а не какими-то другими. Тезис про "умаление" был бы уместен, если бы некто (архангел), знающий Бога, пытался донести до нас весть о Нем своими словами. Но в действительности информацию о Себе Бог сообщил Сам, наилучшим и наиточнейшим образом.
Бог сказал нам, что у Него есть рука. И мы ОБЯЗАНЫ верить в то, что у Него есть рука, но нам ЗАПРЕЩАЕТСЯ считать, что эта рука такая же, как те руки, которые нам знакомы из нашего опыта или подобна им.
Мы знаем, что Бог гневается на грешников. И мы обязаны верить в то, что Бог гневается, но нам запрещено считать, что гнев Бога подобен нашему гневу, напоминает его или в чем-то аналогичен.
А дальше этого идти в рассуждениях нельзя, поскольку для них нет никакой почвы.
Reply
"Когда я спросил раввина Кушнера об атеизме, он пошутил: "Иудаизм ничего не имеет против атеизма, если это неверие только в одного Бога". Затем раввин добавил уже серьёзнее: "Если ты не сомневаешься в существовании Бога каждые две недели, значит, с богословской точки зрения ты в коме!" Спасибо, равви".
Андрей
Reply
Leave a comment