Парадоксы современного атеизма

Mar 08, 2017 11:09

Современный атеизм как мировоззрение или агностицизм с атеистическим оттенком можно смело охарактеризовать как прямой продукт всей предшествующей иудео-христианской цивилизации. В некоторых моментах, прежде всего философско-этических, он может представлять собой даже высшую стадию развития этой цивилизации. Подчеркиваю - в некоторых, но далеко не ( Read more... )

размышления

Leave a comment

a_hramov March 9 2017, 05:30:19 UTC
В виду серьезности вопроса воздержусь от язвительных замечаний. В суннитской ортодоксии эта проблема рассматривается в вопросе "таухид ас-сифат", то есть "единобожия атрибутов". Кстати, неполнота единобожия христиан в том и заключается, что признавая "таухид рубубийя" ("единобожие господства"), они игнорируют вопросы, связанные с таухидом уллюхийя ("единобожием поклонения") и таухид ас-сифат.
Так вот, можно полностью согласиться с этим:
Итак, мы утверждаем, что Причина всего, будучи выше всего, и несущностна, и нежизненна, не бессловесна, не лишена ума и не есть тело; не имеет ни образа, ни вида, ни качества, или количества, или величины; на каком-то месте не пребывает ,... и т.п.

но ни в коем случает нельзя согласиться с этим:
С другой стороны, всякое библейское откровение, запечатленное в словах, - своего рода "умаление" Бога, совлечение от Его таинственной недоступности и снисхождение к людям в их временную историю.

Бог открыл людям информацию о себе самом. Он ее сообщил не просто так, а для того, чтобы мы верили в это. И именно теми словами, которые в наилучшей степени подходят для нас, для нашего разума, для нашего знания, а не какими-то другими. Тезис про "умаление" был бы уместен, если бы некто (архангел), знающий Бога, пытался донести до нас весть о Нем своими словами. Но в действительности информацию о Себе Бог сообщил Сам, наилучшим и наиточнейшим образом.
Бог сказал нам, что у Него есть рука. И мы ОБЯЗАНЫ верить в то, что у Него есть рука, но нам ЗАПРЕЩАЕТСЯ считать, что эта рука такая же, как те руки, которые нам знакомы из нашего опыта или подобна им.
Мы знаем, что Бог гневается на грешников. И мы обязаны верить в то, что Бог гневается, но нам запрещено считать, что гнев Бога подобен нашему гневу, напоминает его или в чем-то аналогичен.
А дальше этого идти в рассуждениях нельзя, поскольку для них нет никакой почвы.

Reply

a_hramov March 10 2017, 10:03:36 UTC
Самир Сельманович "Это всё о Боге":

"Когда я спросил раввина Кушнера об атеизме, он пошутил: "Иудаизм ничего не имеет против атеизма, если это неверие только в одного Бога". Затем раввин добавил уже серьёзнее: "Если ты не сомневаешься в существовании Бога каждые две недели, значит, с богословской точки зрения ты в коме!" Спасибо, равви".

Андрей

Reply


Leave a comment

Up