Часто наше поляризованное и расколотое на разные групппировки общество наводит на мысль, что желательнее всего в первую очередь всегда быть самим собой, сочувствовать и тем, и другим, и третьим, но все-таки быть над схваткой, а иногда и в оппозиции к людям того круга, которые тебе могут быть по жизни ближе, чем другие. Отец Александр Шмеман это однажды выразил в своих "Дневниках": "“Внутри” религии я ощущаю себя радикальным contestataire (спорщиком). Но с contestataire’ами я чувствую себя консерватором и традиционалистом».
Одна питерская знакомая, Татьяна, это выразила следующим образом:
""В последнее время очень часто в беседах возникает нечто похожее на приемы речевых манипуляций, которые используют публичные люди. На примерах это выглядит так: если я не хлопаю в ладоши от восторга в случае проведения гей-парада - значит я за физическую расправу над участниками оного. Если я не стенаю по прводу санкций на испанский хамон - то я за ЕР и гулаги...
Христианское сознание позволяет принимать здесь и сейчас с благодарностью и смирением. Быть довольным своим местом, своим трудом, своей бытностью. Поиск бОльших денег и лУчших бытовых условий - это естественно для живущего на земле здорового, особенно семейного человека, но не приоритетно. Благодарность за то, что есть здесь и сейчас трудно испытывать в сравнительной степени...
Эмиграция - это тема очень многих разговоров, очень многие люди вокруг говорят "мне тут все обрыдло", "я тут больше жить не хочу". И, возвращаясь к началу моей мысли, стоит мне не поддержать этот крик души, я автоматом включаюсь в ряды ватников и называюсь сторонником режимов. Я не спорю, мне неловко немного за то, что я живу не так ярко и шумно, даже скучно с какой-то точки зрения... Я неплохо знаю историю, поэтому рада тому, что живу сейчас, а не 100 (Господи, как же хорошо, что не 100 лет назад, ведь наступает год 17-й!), не 500, и даже не 20 лет назад. Нет угрозы жизни ни мне, ни моим детям. Меня не ограничивают в свободе вероисповедания. Я могу заниматься тем, чем мне приятно, интересно и никто не ограничивает мои творческие порывы. Я не вижу причин срываться с места, ехать, например, в Аргентину, только потому, что там фрукты вкуснее.. И не потому, что я пропутинский зомби и крымнашист... А просто я здесь и сейчас.""
Вот, вот. Даже многие христиане по убеждениям почему-то про это забывают.
Правда, быть самим собой, а иной раз в оппозиции к тому кругу, который может быть тебе ближе, чем многие другие, - значит, идти на риск заведомого непонимания или даже отвержения. Увы, многим людям свойственна психология своеобразной групповщины. А если кто-то чувствует, что не всегда в своем кругу единомышленников всё безупречно с точки зрения выводов, то чаще не решится открыто на это возразить. Что в патриотическом лагере, что в демократическом, что в церковной среде - в какой угодно. Что в преобладающей "большой" субкультуре, что в "малой" оппозиционной. Поэтому иногда даже стоит быть в оппозиции в том числе и к интеллектуальной оппозиции. Или в доброжелательной оппозиции ко всем возможным группировкам и течениям. Поскольку большинство течений явно склонны к морализаторству. По мысли Христоса Яннараса, морализм и тоталитаризм - два типичных порождения западноевропейской цивилизации. Не буду сейчас анализировать, насколько прав Яннарас (скорее всего, это утверждение тоже небезупречно), но на русской почве этот морализм в самом деле принес немало бед. И социалисты-коммунисты, и либералы, и атеисты, и ортодоксы, - большинство общественных течений весьма склонно к этому морализаторству, к законничеству, которое волей-неволей отвергает чужака, не-своего по духу. Но любовь Христа выше морализма настолько, насколько небо выше земли. А свою нелюбовь к каким-то группам людей многие из нас склонны прикрывать морализаторством.