Владимир
gurbolikov любезно согласился ответить на вышеперечисленные вопросы, притом очень обстоятельно, что за отдельное спасибо!
1. Какие уроки можно извлечь из церковно-общественной деятельности начала ХХ века? Было ли тогда ослаблено противостояние интеллигенции и церкви или, наоборот, оно в чем-то усилилось?Очень сложно говорить о системном
(
Read more... )
Нормально ли в обществе настолько острое противостояние умов, и партий, какое мы имели в предреволюционной России? Конечно же, нет. Нормальное состояние -- это преобладание солидарности, общественного консенсуса и конструктивного духа над разногласиями, которые есть в обществе всегда. Не успел, кстати, написать Вам относительно Вашей очень оригинальной идеи об оккупации Москвой Руси как основы Российской государственности. Там как раз и видно, что игнорируется сразу несколько элементов консенсуса на Руси по отношению к ключевым тогдашним вопросам.
У "Москвы" просто не хватило бы ресурсов на "оккупацию" такого огромного пространства, если бы жители Руси не сходились с этой самой "Москвой" в нескольких базовых установках:
1. Восприятие Руси как единого пространства, не ограниченного границей княжества или вечевой республики;
2. Язык и церковность как очевидный элемент единства;
3. Одобрение жесткого неприятия Москвой униатства, выбор в пользу защиты классического Православия.
4. Восприятие жесткой позиции Великого князя московского как гарантии от попадания церкви "в плен" как к католикам, так и мусульманам (на фоне падения Константинополя).
5. Убежденность, что Русь как часть бывшей Золотой Орды после ее распада в наибольшей мере имеет право на "ордынское наследство".
Без значительного числа жителей Руси, которые именно так восприняли происходящее, мы бы получили вовсе не объединение ("оккупацию"), а сценарий Смутного Времени, где чем больше сил привлекала каждая из противоборствующих сторон, тем ожесточеннее и свирепей действовали другие стороны.
Что касается тоталитаризма -- Вы правы в том, что это -- один из реальных сценариев-угроз при эскалации хаоса. Впрочем, есть ещё иной сценарий: полный распад страны. С возможной её оккупацией или погружением в жизнь по условиям того самого помянутого мною Смутного времени.
Если Вы спросите меня, а что я сам думаю о возможной перспективе развития событий, отвечу, что я пока не вижу ни угрозы реализации тоталитарного сценария (который к тому же никого не спасёт), на это попросту нет ресурсов. Это не Российская империя с её огромным потенциалом.
Но не вижу и надежды для какой-то хорошей формы общественной солидарности (наилучший был бы сценарий). Пока довлеют те непримиримые разногласия, какие мы вынесли как итог революций и опыта СССР (интересного, непростого, но крайне печального по своим последствиям).
Reply
/каждый лагерь был непримирим и глух к иному. Это были именно военные лагеря./
Очень интересный момент. Допустим, мы сильно разойдемся с Вами во мнениях. Или даже поругаемся в итоге. Ну вот даже подеремся :) Война откуда берется?
/Нормальное состояние -- это преобладание солидарности, общественного консенсуса и конструктивного духа над разногласиями, которые есть в обществе всегда/.
Тоже интересно. Значит подрались мы с Вами, каждый остался при своем мнении, надо жить дальше. Где нам брать солидарность, консенсус и конструктивный дух в этой ситуации?
/У "Москвы" просто не хватило бы ресурсов на "оккупацию" такого огромного пространства, если бы жители Руси не сходились с этой самой "Москвой" в нескольких базовых установках:/
Мне тут видится очевидный перевод стрелок на народ. Ну да, народ всё стерпит. Хотя по мне так лучше вспомнить, что преподобный Сергий Радонежский лично причастен к запрету богослужений в княжествах, не желавших подчиняться Москве. В те времена в православной стране противостоять такому ресурсу, не вызвав народных волнений, в самом деле было практически невозможно.
/Без значительного числа жителей Руси, которые именно так восприняли происходящее, мы бы получили вовсе не объединение ("оккупацию"), а сценарий Смутного Времени, где чем больше сил привлекала каждая из противоборствующих сторон, тем ожесточеннее и свирепей действовали другие стороны./
Так можно оправдать буквально всё. По сути дела Вы отвергаете возможность построения равноправных договорных отношений. Вы утверждаете этим тезисом, что сосуществование Новгородской Республики и Москвы было принципиально невозможно. Из этого следует, что Москва и Новгород, равно как и другие княжества, были врагами. А врага, который не сдается, надо, как известно, уничтожать. И уничтожаем. А. Меня, П. Адельгейма и ещё сонм представителей вражеской стороны. Б. Немцова опять. Он же был против Чеченской войны, против других войн. Очевидный же враг, с которым невозможно договориться.
/Что касается тоталитаризма -- Вы правы в том, что это -- один из реальных сценариев-угроз при эскалации хаоса. Впрочем, есть ещё иной сценарий: полный распад страны. С возможной её оккупацией или погружением в жизнь по условиям того самого помянутого мною Смутного времени. /
На эту тему мы как-то говорили с Ириной Ратушинской. И я напомнил, что нынешняя успешная Германия есть результат оккупации. Но собеседницу не убедил. Однако и сам остался при своем мнении. При всей опасности внешней оккупации она может быть не так опасна при определенных условиях, чем собственные доморощенные убийцы.
http://i-kassia.livejournal.com/27794.html?thread=283282#t283282
/я пока не вижу ни угрозы реализации тоталитарного сценария (который к тому же никого не спасёт), на это попросту нет ресурсов. Это не Российская империя с её огромным потенциалом.
Но не вижу и надежды для какой-то хорошей формы общественной солидарности (наилучший был бы сценарий)./
Владимир, возвращаясь к нашей выдуманной мною драке. Достаточно договориться, что убивать мы друг друга и калечить не будем ни при каких обстоятельствах. А также не будем привлекать к нашим дракам государство, чтобы оно кого-нибудь из нас или скорее всего обоих упрятало в лагеря за взаимное оскорбление друг друга действием.
И все. Мы будем живы, Б.Немцов будет жив, А.Мень, П.Адельгейм и другие. С остальным разберемся как-нибудь.
Reply
Откуда война? -- Ну, в случае с 1917-м, с двух сторон: война культивируемая в гражданском обществе -- это из народовольчества, нечаевщины, из среды революционеров, для которых враги их идей должны были либо уступить, либо умереть. Это реальность, а не вымысел. И наложение накала этой страсти на реальную мировую войну. Без массы профессиональных и привычных к убийству военных такого масштаба и глубины революции не было бы. Причем большинство из них приняло сторону большевиков. То есть того самого тоталитарного решения, какое не нравится ни мне, ни Вам.
Reply
Я думаю, что мы не случайно впали в оффтоп по поводу Москвы. По большому счету ответы на вопрос об интеллигенции в церкви надо начинать не с советского времени и даже не с 19 века. Однако будем уважать хозяина блога, установившего временные рамки для ответов на поставленные вопросы. Хотя для пояснения своей мысли я хочу вернуться к вашим словам, относящимся к глубокой истории:
"я описал формулу того консенсуса, какой привел к победе Москвы"
Как хотите, но я не вижу большой разницы между словами "Москва оккупировала" и "Москва победила". В любом случае речь идет о победе в ГРАЖДАНСКОЙ войне. У Вас не возникает чувства неловкости от празднования взятия Казани? Победа Москвы сотни лет требовала подтверждения. По сути дела это некая длящаяся столетиями победа. И в этом суть, в этом смысл. Именно это определяет множество вещей, включая вопрос об интеллигенции в церкви в разные исторические периоды.
Возьмем, к примеру, вопрос номер 3
/Какие травмы советского периода стали принципиальными при возникновении новых типов взаимного недоверия интеллигенции и церкви? Как следует описывать это недоверие: в терминах моральных, политических, религиозных?/
Откуда травмы? что за травмы?
Непрекращающаяся гражданская война - вот основная травма. Советский период лишь придал некие новые формы.
И так практически по всем вопросам.
Отсюда следует одно столь же кардинальное предложение по времени настоящему и будущему: Общество наше должно отказаться от войны. По сути всех со всеми. Другими словами Москва должна говорить и ДОГОВАРИВАТЬСЯ с побежденными, Церковь с интеллигенцией и т.д. При этом я не ставлю под сомнение догматы нашей веры. Речь о другом. В конце концов войнам тысячи лет. Они были до нас и продолжатся после нас. Но и у войн есть свои правила и обычаи как ни странно. И даже есть статья в действующем уголовном кодексе. Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны
1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, -
наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.
2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, -
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Если посмотреть законодательство о реабилитации жертв политических репрессий, то оно не предусматривает ответственности власти за эти репрессии. Это гарантирует повторение их в нашей стране в настоящее время и в будущем. Именно эта безответственность и определяет в конечном счете и отношения интеллигенции и Церкви. Потому что это всегда отношения в период войны. Или краткого перемирия.
Простите, что я сознательно упрощаю. Ради того, чтобы не потерять смысл флэшмоба, предложенного хозяином этого блога, как я понял этот смысл.
Reply
Leave a comment